Кто-то может подумать: да мало ли какие случайные явления могли так индивидуально искривлять и наклонять дерево. Нужно доказательство систематичности.
Тогда посмотрим на более молодое деревце, растущее буквально рядом, лишь чуточку выше и правее.

Как видим, у молодого деревца ровно такие искривления и ровно в том же направлении каждая кривизна от корня, только пока в меньших размерах из-за молодости деревца. Боле того, это молодое деревце точно так же какая-то сила сгибала и укладывала на землю: после коленца видим сучок врешины, кода-то уложенной, как и в большом дереве, но отмершем (густые жёлтые точки). Но ему пока повезло, новый побег вверх устоял, хотя выше видно по утолщению с новыми побегами, что верхушку не раз ломало, из-за чего деревцу приходилось давать новые побеги с места облома. И это объяснимо, почему верхушка устояла, а не тянулась пошла ложиться дальше, как у большого дерева.
То, что не видно на фото с Каном и Янежем, хорошо видно на этой очень качественной фотографии, позволяющей и при большом увеличении получать отличное чёткое изображение.Видим, что оба дерева стоят под под полосой вертикального (а отчасти вогнутого) участка у верхней кромки крутого бережка (дальше идёт уже пологий подъём). На этой вертикали с торчащей травой и кошками практически никакое сцепление массы снега. И когда масса снега накапливается большая, а опора под его наддувом ослабевает, именно по этой линии происходит разлом этой снежной массы для осова. В начальной стадии процесса, где направление сгиба стволов от корня идёт вниз и перпендикуляр линии вертикальной полосы, это именно дело сова. Если деревце ещё слишком мало, его этот осов кладёт его полностью в этом направлении своего схода. Но как только деревце обретает чуть больший рост, его нагибает и кладёт уже вправо вдоль берега, образуя крутой изгиб. Это говорит о том, что через секунд поле вертикального осова масса снега осова, потерявшая опоры и равновесное состояние, начинает падать в новом направлении, минимум на 45 градусов вправо. А именно, в направлении уступа Рокотяна, как и лежит большое дерево.
Молодое деревце устояло потому, что находится немного ближе (почти рядом), чем большое, к вертикальной полосе, по которой происходит разлом снежного пласта, и ему достаётся начальный удар не таким большим слоем снега до разлома. Ствол (особенно, если в предыдущую зиму был небольшой снег, без обвала, и побег за два лета успел обрести прочность) выдерживает этот удар и после наклона и далее касательного падения этого пласта вправо, опять разгибается. Иначе говоря молодое деревце захватывает лишь краем обвала, после чего гибкий упругий ствол опять разгибается. А вот что касается новых побегов на молодом деревце и молодой верхушки, то их постоянно обламывает, уже не хватает прочности, чтобы выдержать даже касательное воздействие обваливающегося снега.
Короче, вывод такой: на месте этих деревец, примерно за полтора-два метра перед уступом Рокотяна, постоянно и системно происходит обвал снега, о чём и говорят нам искривления этих растений. Возможно, в малоснежные зимы, такого обвала и не происходит, или он не слишком массивный, легкий обвал.
Есть на фото много других деталек движения снега на месте трагедии, но слишком долго детально всё показывать и объяснять по фоткам. То, что можно заметить взглядом и понять за секунды, на оформление требует часы. Но этих двух деревьев достаточно, чтобы отметить системное движение снега в этом месте.
Отредактировано Кузьманя (15.11.2025 15:33:23)