В этот момент, возможно, от нагрузки веса людей и изменения напряжений устойчивости снежных арок над пустотой промоин, произошёл обвал как раз этого места над закрытыми промоинами. Зажатый в руке блокнот Семёна так и остался в руке. Всё произошло во мгновение ока, неожиданно.
Саму схему обвала можно понять из схем, для которых и создана эта тема (но пока у меня тормоза с работой в фотошопе, чтобы быстро выложить, постепенно выложу). По положению четвёрки в овраге и функции каждого в работах можно даже уточнить, кто где сидел у костра, когда произошёл обвал, почему именно эта четвёрка погибла, какие травмы получили остальные, которым удалось выбраться. Но об этом позже в схемах. А пока сам сюжет.
Меньше всх пострадали Зина и Игорь, так как в этот момент находились на настиле. Дятлов отогревал ногу в одном тонком носке, так как обмотку из полкофточки Люды потерял в глубоком снегу во время выхода к месту вырубки деревец буквально метрах в пятнадцати от настила. Под настилом уже положили первую партию нагретой хвои из костра (которую заметил Иванов, когда осматривал настил), над ней развесили на сучках стволов, разложили наиболее подмокшую одежду для просушки. Скорее всего, этим занималась Зина. Она деревенская и лучше городских знала свойства деревенской сушильни, да и освободилась после готовности площадки. А пещерка с настилом бьла на наибольшем удалении от эпицентра обвала. Пещерку зацепило только краем обвала и засыпало небольшим слоем снега практически массой только над потолком пещерки. Зину, находившуюся у входа, несколько понесло в обвале, но задержал какой-то каменный выступ берега, на котором она получила осаднение поясницы, но который затормозил её падение и спас от попадания под больший снег обвала обрушающихся снежных стен над промоинами. А Игоря, сидевшего в глубине пещерки, просто накрыло небольшим слоем снега потолка норы, откуда он без особого труда и без травм выбрался сам. Зина была рядом, благодаря торможению, только осаднившему поясницу. Остальным досталось больше, как как они на площадке с костром оказались ближе к эпицентру обвала и под падающими стенам снега над промоинами.
Наверное, надо тут сразу объяснить, почему уже здесь у костра Юры были раздетыми до нижнего белья. Хотя этот факт замерзания во влажной одежде досконально известен, но многие, не имя опыта и этого заниня не могут воспринимать этот факт серьёзным аргументом. А он принципиально серьёзен. У меня нет личного опыта замерзания во влажной одежде, но зато есть подробные свидетельства переживших этот опыт близких родственников, таже достаточно количество свидетельств из интернета. Всем известен факт, что мороз во влажной среде ощущается сильнее, чем бОльший сухой мороз. Это потому, что теплопроводность влаги где-то в 27 раз (насколько помню) выше теплопроводности воздуха, поэтому теплообмен идёт быстрее, тело охлаждается быстрее. И это чувствует живой организм как большую мучительность замерзания в соприкосновении с влажной одеждой, нежели вовсе без неё просто при контакте тела с воздухом вовсе без одежды. Поэтому часто находят замёрзших раздетыми с рядом находящейся промёрзшей одеждой. Это и означает, что человек снял с себя одежду. чтобы снижением скорости теплообмена облегчить свои мучительные ощущения замерзания. Именно поэтому у зимних туристов имеет самое важное значение просушка одежда и обуви, защита их от контакта со влагой тающего снега дополнительным прикрытием. Так же имеет значение высокая физическая активность, при которой увлажняется нижний прительный слой одежды от пота тела. Как нибудь подробнее расскажу рассказ из первых уст, какой ещё есть эффект от замерзания во влажной одежде. Влага в слое одежды становится льдом, и одежда делается твёрдой. Помню из детства, в бытность которого бельё после стирки зимой сушили на улице. Оно становилось абсолютно твёрдым, деревянным. Его, снимая, так и приносили домой замёрзшими, а если крупное сворачивали для переноски, то очень неплотными перегибами, поскольку вместе со льдом в слое можно было сломать, повредить саму ткань. Так вот в такой замёрзшей влажной одежде оказывается невозможно двигаться, идти. это всё равно, что идти в деревянных брюках, и что-то пытаться делать руками в деревянной рубахе. Можно находиться уже рядом со спасительным жильём людей и не дойти до него от невозможности передвижения. Если есть, чем повредить, порезать замёрзшую одежу в районе суставов, то можно обрести пусть и ограниченную, но степень движения, чтобы мелкими шагами добраться до спасительного тепла.
Теперь можно посмотреть на выполняемую работу Юр. Если у всех контакт со снегом в основном ногами (рубящие деревца стоят в снегу, перетаскивающие дрова ходят по снегу, обустраивающие площадку отгребают от норы и нагребают бортики площадки от ветра тоже ногами, у Люды и вовсе минимум контакта со снегом), то у Юр этот контакт был по всей одежде. Пока нора выемки норы были низкими по высоте, то приходилось сидеть или даже лёжа продвигаться вперёд, обрушивая снег сверху, которые падал на всё тело, и выталкивать его ко входу, откуда уже ногами выгребали устроители площадки. А работа была очень активная физически и безостановочная, чтобы быстрее получить убежище от непогоды. От выделяемого тепла разгорячённого физической активностью тела, снег на одежде тает и увлажняет её. Вот поэтому влажность одежды у Юр оказалась несколько больше, чем у других. Кто был в куртках, или с менее влагопроницаемым слоем в одежде, да ещё без тесного контакта всего тела со снегом, те имели не столь увлажнённую одежду, которую можно сушить на себе, сидя близко к пламени костра. Но у Юо одежда увлажнилась насквозь, нижний слой от пота, верхний от тесного контакта со снегом. Им необходимо было быстрее высушить все слои одежды, ибо влажность делала замерзание значительно быстрее и мучительнее. Потому было решено, что нижний слой влажной одежды Юры будут сушить на себе, а верхнюю одежду или на ком-то другом из сидящих у костра (например, Люда постоянно находится у костра и меньше остальных имеет контакт со снегом), или на настиле-сушильне, которая уже заряжена первой порцией горячей хвои из костра. Так можно было подсушить одежду Юр в два раза быстрее, кроме того, что мучительный холод во всей влажной одеже был меньше, если эту влажную одежду снять.
Кроме этого, Юрам выделили самоё тёплое место у костра. Они сидели с подветренной стороны, когда ветер (северный), немного сдерживаемый заглублением и бортиками площадки, гнал на Юр тепло, которое в безветрии должно было уходить вверх. А со спины была пещерка, из которой, хоть пока и ничтожно, но могло исходить какое-то тепло от настила-сушильни.
Похоже, что именно Зина теперь стала ответственной за просушку влажных вещей на на настиле, раскладывала и развешивала её над горячей хвоей под стволами, приподнятыми на оставленных сучках и ветках. Возможно именно деревенская Зина и предложила эту идею деревенской печки сушильни, делаемой практически из подножного материала, поскольку раньше постоянно ею постоянно пользовалась и обустраивала её на огороде, как тогда делали почти все в деревнях.
Вот в этот момент и произошёл обвал. Дальше всех от эпицентра в глубине норы находился Игорь, который, возможно, разложил сушиться обмотку со своей ноги, которая был в одном током носке, и согревал стопы над горячей хвоей. Этим место расположением он не мешал Зине пользоваться входом, чтобы она раскладывала одежду с раздевшихся Юр. А на шаг или около метра ближе к эпицентру перед входом на площадке уже находились Юры. Их месторасположение обеспечило им меньшее накрытие снегом и смещение в обвале, чем остальным у костра, но уже значительно большее, чем находящимся в норе Игорю и Зине.
Продолжу позже.
Отредактировано Кузьманя (28.12.2025 08:05:55)