СПРАВОЧНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ГИБЕЛИ ГРУППЫ ДЯТЛОВА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Карпушин. Анализ воспоминаний.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

...

2

Анализ воспоминаний Карпушина.

Поэтому на смену Як-12 из Свердловска был вызван самолет Ан-2, как имеющий лучшую навигационную аппаратуру. На нем и решили рискнуть «пробить» облака и пройти уже по западному склону
...
Вылетев из Ивделя, летчики дошли до вершины Чистопа и перевалили в облаках Уральский хребет. Отлетев километров на 40, они спустились на высоту 400 м и вынырнули из облаков. Только благодаря такому хитроумному маршруту им удалось исследовать западный склон.
...
В тот момент, когда поисковый самолет стал возвращаться в Ивдель, чуть было не произошла катастрофа, которой удалось избежать только чудом. Вспоминает штурман Георгий Карпушин: «По полетным картам, так называемым «миллионкам», по пути в аэропорт Ивдель, мы пролетали над вершиной Ойкс-Чакур. Высота горы на карте обозначена 1282 м. Облачность, ничего не видно, идем по приборам. Иван Емельянович (Спицын, пилот самолета) устал, попросил подменить его.

Возможно  о том же полёте, запись в ПБ-8 Григорьева, через 4 дня после события.
Маловероятно, что прилетев в 13 часов, успели бы слетать второй раз. Надо знать, сколько времени нужно на подготовку АН-2. И если летали, с чего бы Гладыреву не сказать об этом. Хотя второй раз, мог летать и Спицын.

23/II прилетел одномест (по логике больше подходит одномоторный) АН-2 -55-84 на поиски
24/II экипаж в составе Гладырев Петр Вас - командир корабля;  Патрушев - 2 пилот; штурман - Карпушин Георгий Александрович.
Вылетели 8ч30м  утра. Погода отличная. Полетел на разведку погоды. В горах погода
-5- была облачность. (????) закрыт. До г.Отортен 1129м - 200км на Вижай, по р.Лозьва.  Другим самолетам не разреш. Горы были часто(???). С воздуха (???) Отортен.  Долетели до дер. Лыпья _(в расш. Манья)на р.Вишера. Пересекли Урал на западном склоне. Отортен плоская. На ее огромной вершине горы, по хребту ее есть скалы. Или это огромные глыбы снега. Сама вершина плоская, скалы облеплены снегом. В воздухе 4ч 25м. Верхн (?) течет Вишера.

------------

«Первую ночь после прибытия в аэропорт Ивделя мы стали изучать маршрут движения группы Дятлова и занялись изучением метеоусловий в горах северного Приполярного Урала.

Несоответствие. Погода весь полёт поисковая. В Ивделе то же, нет, они прилетев к 13 часам, не понятно чем занимаются, если погода позволяет, по маршруту надо лететь.
Компилируя все факты, а не только то, что хочется, всё сойдётся только в таком варианте.
20 окончательно решено лететь на следующий день. Утром 21 вылетели четверо. Проданов даёт задание Дряхлых, он едет на аэродром. Гордо занимается организационными делами в Ивделе.
Блинов и Дряхлых после полудня летят на поиски. Погода уже ухудшилась, над хребтом летать проблемы. Поэтому уже и начали интересоваться прогнозом, и метеоусловиями в момент похода.

Таким образом, сравнив маршрут и сводку, я мог выяснить, где туристов могла застать метель или пурга.

...

Сначала мы обследовали подножие хребта и реки, но даже следов лыж обнаружено не было».
Непонятность. Когда это сначала, после ночи изучения погоды, или всё таки сразу, как у Блинова. И какое подножие с реками. Если Ауспию и Пурму, что так плохо искали, 24 лыжню спокойно увидели с самолёта.
Реальность.
Конечно не обнаружили, 21 после полудня, уже сильная облачность и рассеянный свет.

«Кстати, в один из первых дней нашей работы прилетел к нам рейсовый самолет Ан-2. Прибыла группа из УПИ, 12 студентов. Подходят к нам, заявляют категорически: «Завтра вы нас повезете туда».
Ага, студенты идиоты, на самолёте собрались высаживаться в горы. Пустобаева тут не пришьешь, он там постоянно находился, летал по базам.

Мы смотрим на них, удивляемся тихо. Что, мало тех 9 пропавших, что ли? Одеты легко, в штормовках, на ногах чуть ли не «бегунки» (кеды). Ребята, вы куда прибыли, в санаторий?»

На улице потепление, а они должны в фуфайках по аэродрому ходить. А то, что у туристов всё таки рюкзаки есть, ему в голову не приходит. И что за кеды, он там увидел. А ничо что в этих воспоминаниях Слобцовцы идиотами выглядят. Так что выбирайте, ложь и фантазии это, или действительно Слобцовцы неадекваты. Да именно так, вы же так радикально ставите, про ложь и фантазии. По мне так это выкрутасы памяти, и снобизм по отношению к студентам.

А дальше еще есть вот это.

«На вертолете Ми-4 мы с командиром вертолета Владимиром Пустобаевым высадили несколько поисковых групп: на уступе горы Отортен, около Ойко-Чакура и на Тульмском камне. В группах были работники Ивдельлага, местные охотники-манси, ребята из числа туристов, хорошо снаряженные и подготовленные».

А вот если бы он им не сказал, они бы так в бегунках и полетели. Он даже не понимал, что это те же самые студенты.

Первый раз мы вылетели по восточному склону до горы Отортен. Облачность – порядка 300-350 м нижняя кромка. Сейчас уже можно сказать о том, что поисковые полеты выполнялись с грубейшими нарушениями всех мыслимых правил.

Что он имеет ввиду под 300-350. Если метеорологическую высоту, которая по уровню моря.
Тогда это не немыслимые нарушения, а немыслимый дебилизм. Высота по уровню моря, уже в середине Ауспии 350. И это не поиски, а бессмысленная трата бензина, при огромном риске.
Если от гор, тогда от какой высоты. По метеорологически высота облаков 21-го после полудня была 600-1000м.
Реки можно просмотреть, а вот в горы соваться уже риск.

Вылетев из Ивделя, летчики дошли до вершины Чистопа и перевалили в облаках Уральский хребет. Отлетев километров на 40, они спустились на высоту 400 м и вынырнули из облаков. Только благодаря такому хитроумному маршруту им удалось исследовать западный склон.

Ну, 40 км от хребта, в принципе искать при высоте 400м можно, только вот маршрут ГД, даже приблизительно, на такое расстояние в Европу, не собирался заходить, что их туда занесло.
По мне простое не понимание тех реалий, а память всегда хочет повысить самозначимость человека, и сложности, даже не нужной, добавляет.

«По полетным картам, так называемым «миллионкам», по пути в аэропорт Ивдель, мы пролетали над вершиной Ойко-Чакур. Высота горы на карте обозначена 1282 м. Облачность, ничего не видно, идем по приборам. Иван Емельянович (Спицын, пилот самолета) устал, попросил подменить его. А я ведь по образованию не только штурман, но и пилот, поэтому никакой трудности для меня это не составило. Он задремал, а я взял штурвал. По приборам расстояние до вершины 600 м. И вдруг впереди что-то серое. Я пригляделся: батюшки, да ведь это скалы! Какие-то секунды все решили. Слава богу, хватило времени, успел очень резко уйти правым креном.
Крейсерская скорость АН-2 180, ну пусть 120. Посчитайте за сколько секунд они пролетят 600м. И спрашивается, какого, они не набрали безопасную высоту в 1500, чего ждали. Что они там в облаках разглядеть пытались?

руководить штабом по поиску группы Дятлова из Свердловска прибыл некто Шишмарев, генерал-лейтенант то ли МВД, то ли гэбэшник.

Был Шишкарёв, только каким местом генерал МВД к оперативному штабу в Ивделе. Штабы бывают нескольких уровней, от фронта, до полка. Шишкарёв это областной штаб, там совсем другие обязанности, чем  у оперативного штаба в Ивделе.

Откуда звание узнал, самое разумное по погонам. Только вот ГБшников не случайно называли люди в штатском, они в мундирах особо не ходили. И вообще старались быть не заметными, на вторых планах, такая вот работа у них разумной считается. А тут у него конспирология в голове, поэтому без КГБ никуда.

На утверждение генералу Шишмареву был передан план, согласно которому летчики 123-го отряда должны были идти по западному склону, летчики ПВО – по восточному. «Головной» самолет, командиром которого был П.Гладарев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей. Генерал план одобрил.
МВДшный генерал, лётные планы одобряет, его бы даже гражданские, большинство которых бывшие военные, всерьёз бы не приняли. Генерал был, только тот, какой положено, как у Григорьева и Потяженко, а также в плане - Горлаченко.

...летчики 123-го отряда должны были идти по западному склону, летчики ПВО – по восточному. «Головной» самолет, командиром которого был П.Гладарев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей. Генерал план одобрил.
Палатка на восточном, головной с Карпушиным шёл по центру. Лучшая видимость Палатки была для самолёта первого на восточном склоне. Они ещё и чуть ниже могли идти. Но видимо гражданские тогда были круче.
Потому что с западного, даже таким глазастым из 123, палатку на восточном не разглядеть. Первыми её могли увидеть только военные, остальные, уже только после обнаружения.

3

Один пост слишком большой, просто разделил.

25 февраля погода выдалась просто чудесная. Горы на фоне чистого, ясного неба создавали спокойное, благостное настроение.

Вот это факт, в прямом значении этого слова. Но, только в первой половине дня. Во второй, как и положено, и как любят болтать Дятловеды «погода там меняется быстро». Но делают из этого чудо, а слова «погода» и "быстро" применяют абстрактно. Потепление там было 25 после полудня, и так же как 31.01. и 15.02 и 21.02. ветер и облачность на хребте усилились. Так что, ещё и то, что Шаравин со Слобцовым ходили, а Пашин ждал их на отроге 25 числа, абсолютная ахинея, там был уже был ветер, который они бы точно запомнили.
С аэропорта Ивдель в воздух почти одновременно взмыли 7 самолетов.
Конечно, надо быть идиотами, что бы не воспользоваться такой погодой.
Холат-Сяхыл (гора Мертвецов), обозначенная на пилотных картах просто как «высота 1079», оказалась прямо по курсу ведущего самолета. «Примерно за 25-30 км до горы, - вспоминает штурман Карпушин, - мы очень четко разглядели палатку, которая прилепилась к восточному склону горы…

Невозможно, по законам даже идеального человеческого зрения. А вот 2-3 км, уже вполне реально.

С аэропорта Ивдель в воздух почти одновременно взмыли 7 самолетов. До поселка Бурмантово шли клином. Там, на высоте 300 м, разделились, как было условлено ранее. Холат-Сяхыл (гора Мертвецов), обозначенная на пилотных картах просто как «высота 1079», оказалась прямо по курсу ведущего самолета.

С чего-то делается вывод, что к Х-Ч они подлетали с востока. Из текста это никак не следует. Более того, выделенное жирным, подразумевает выполнение какого-то плана, а про разделение военных и гражданских, запада и восток, такой точно был. И вполне разумный, с чего не начать поиски с места, где они должны выходить в населёнку. А если уж начинать с Севера, то с чего именно в районе Х-Ч выходить к хребту. Основная точка Отортен, туда и собираться и начинать прочёсывание. Не за чем по Лозьве и Ауспии толкаться толпой. 24 уже ясно, что по ней они шли к хребту. А 25 самолёт Северной Экспедиции тоже летал там.

Помню, мы сделали много заходов над палаткой. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны.

Даже определил, что это разрезы, а кто-то  Коротаевской швее удивляется. А если серьёзно, то это классическое послезнание. При болтающиехся частях палатки, первое впечатление будет - разорвано, а не порезано. Ладно, у конспирологов, тела убрали, палатку завалили, так по нему ещё её и переустановили, или разрезы перенесли.
И при «восточном склоне горы», у 4 метровой палатки, северная сторона только торец, что её ещё и поменяли, прежде чем перенести, завалить и засыпать.

Кстати, мне уже тогда бросилось в глаза, что палатка неправильно поставлена, на уклоне примерно в 30 градусов, открытая всем ветрам и камнепаду…
Он ещё и угол сверху определил, наверно по тому как «которая прилепилась к восточному склону горы…».
Эти 30, ещё к 45 Григорьева, и ласточкиному гнезду Потяженко. Конспирологам с демагогией легко придумать, вот же, 3 человека не зависимо друг от друга, другое место Палатки назвали. И по фиг, что при этом Дятловцы конченными идиотами выглядят. Начиная с явно большей опасности такого места, а на самом Х-Ч вполне можно такой угол найти. И при таком угле, выравнивать место под Палатку труднее. В том числе из-за меньшего количества снега. И это при наличии там нормального места с 15- 20 гр.

Летчики зафиксировали точку положения палатки на карте и связались с Ивделем, откуда они получили команду возвращаться на аэродром.
При той погоде, и с теми знаниями о маршруте увидеть её могли, конечно не с 25 км. Но не значит что видели, тем более, идущие по западу гражданские.
А сам головной чего ждать остался, координаты уже передали. Что там караулить, что бы палатку не спёрли, или трупы не сбежали.

По всему было видно, что студенты покинули палатку в панике.
По чему же это видно, и что же тогда адреналин, подальше не позволил убежать.
Чистейшая беллетристика, может и от журналиста. Только вот, если он здесь переврал, где гарантия, что в другом всё идеально. А скорее всего, банальное послезнание, в марте 59 они у многих в панике уходили.

Могу предположить, что, дойдя до вершины, они так устали, что решили не спускаться к подножию горы. Эта ошибка и стала для них роковой.

До какой вершины, они у него похоже на 1079 пёрлись.

Через некоторое время на место гибели студентов вылетел вертолет Ми-4 со следователями на борту. Высадка группы дознавателей происходила на грани фола. Облачность была настолько велика, что несущий винт было не видно.

Вроде имеется ввиду этот же день, по погоде облачность 900-1000 вполне реальна, после полудня. А ещё и ветер, так что если и было, то не «за фолом», а за гранью идиотизма. Особенно то, что он врача не упоминает. Ну, видимо, раз лётчики сверху определили, что труп, значит в морг. А раз так уверены что трупы, то чего боялись, что на морозе протухнут, что до завтра не терпелось.
Только вот никаким местом, самолётчики уже отношения к следствию не имели, а вертолёт уже был военный. Так что здесь мне вспоминается анекдот, «а мнение полковника Брежнева вы спросили». Так что его знания уже звонковые. Не мог он быть свидетелем  этой высадки, а откуда у него подробности. Тела настолько секретно вывозили, что гражданским лётчикам по секрету сообщили, с подробностями.

И ещё матчасть, гр. Слобцова уже практически в долине Ауспии была.
И из воспоминаний вертолётчика.
Да, последний раз (и в первый тоже) летающий Ми-4 я тоже видел в 1986-м, и наверное зырянский. В Нюрбе садился на дозаправку - шел с запада (с АРЗ видимо) куда-то на Колыму или дальше. На незнакомый громкий звук пол поселка выгылянуло (с Нюрбы Ми-4 ушли уже лет как 15-20 к тому времени). Грохот нарастает, а никого нет. Потом на горизонте маленькая точка показалась. Бывалые узнали - а, да это же Ми-4 летит к нам в гости, ничего себе...
Ми-4 так грохотал, что не услышать его Слобцовцы не могли. Ну если кому нужно, то для них, "бешеной собаке и семь вёрст не крюк".

Параллельно вертолетчики эвакуировали другие поисковые группы.
Параллельно, подразумевает единство времени. Их что, без еды и теплой одежды выбросили, что бы рисковать, забирая в такую плохую погоду. При чем только что высадили, тоже 25.
И так и забрать никого не смогли. Гребенника по Григорьеву 28 сняли. А  Слобцовцы вообще под боком. Но их даже не то что не сняли, а даже записочку сбросить не смогли, типа:
«Ищите в Ауспии в лесу, в горы не ходите, ожидается опасное ухудшение погоды».
Ах да, там же те, кто приказ дал, так оцепенели, что даже сообразить не смогли, что Слобцовцы завтра могут эти 4 км пройти и на Палатку выйти. Или сообразили, и при той страшной погоде успели всё инсценировать.
А на следующий день, снова выбросили Чернышова, а Аксельрода вообще при не очень хорошей погоде. На какие идиотские риски не пойдёшь, что бы нахождении палатки в тайне сохранить.
И оцепенении областных продолжалось, ума не хватило, дать приказ, типа, есть прогноз ухудшения погоды, в горы пока никого не высаживать.

Для разумных анализ показывает, что неделя у него в пару дней слилась, вокруг одной реальной реперной точки - 25.02.
Так же явно, разговоры между собой в 59, за "рюмкой чая", с обсуждением чего же там было, через десятки лет в памяти стали реальными событиями.

Что возможно. То, что можно было считать палаткой, 25 с самолёта могли видеть, по радио это передали. А вот подробности с телами, практически невозможно. Это послезнания, совмещение, слипании, и просто наложение, в том числе и слухов, в памяти.
Только вот повлиять это уже никак не могло. Как это передать Слобцовцам. А когда Неволин с рацией добрался, уже Палатка и так найдена. Да и 25 Неволин в пути, и радиограмм за это число нет.

А скорее всего вообще вот так было,
Из блокнота Григорьева. ПБ-8 скан 7
Летели и до этого все было под снегом(?) и думали камень - черное пятно

А потом уже задним умом поняли, так это Палатка была. Ну а тела в памяти, это, хоть лично, хоть от рассказов. Хоть от Слобцовцев, Хоть от Аксельрода или Гребенника, с их знаками на снегу, с палаткой слиплись.
Вдруг нашли. Ракета, дымовой рис(?). Стоят на реке, несколько чел. лежит(?) на тропе. В самолете забеспокоились, готовят вымпел. Тов.Гребенник выбирайте на реке площадку и ждите вертолета. Сейчас вызываем вертолет. Раз
-28- ведите костер. Записку привязали к камню, от него шнур, красный материал (???) Бортмеханик  готов выбрасывать вымпел. Низко спустились. Лыжи, (???) палатка, лежат люди 4чел. И бросили из открытой двери вымпел.

У Григорьева есть, точно разговор с Гладыревым, и что-то ничего про найденную ими палатку. Конечно, у конспирологов-субъективистов, есть вечный джокер, когда нужно, всё на секрет свалить можно. И при этом полностью игнорить, что во все времена, основной принцип секретности, «знать должны только те, кто без этой информации не сможет работать". Никто из лётчиков в это не попадал, не за чем гражданских в это посвящать, не откуда им было узнать про полёт «дознавателей», кроме как из ОБС, усиленных выкрутасами памяти.