СПРАВОЧНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ГИБЕЛИ ГРУППЫ ДЯТЛОВА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



01. Маршрут ГД

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Якименко в дневнике похода 07.2009 на Перевал.
Уходя, мы взяли азимут на приметную березку на краю леса, привязали к её вершине красный мешок, а еще выше, на краю каменной террасы на кривой ели привязали полотенце.

"Гору Мёртвых" придумали отнюдь не современные журналисты. Гр. Гордеева 1965 г.
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/MERTV-GORA.md.jpeg

...
Аналогии с ГД.  Маршрут ГД
Гало Янежа.  Маршрут ГД
Глупости в УД про ошибки Игоря.  Маршрут ГД
Глупости про восточную седловину.  Маршрут ГД
Время фото установки Палатки Маршрут ГД
Высота 949 на фото ГД.  Маршрут ГД
Маршрут ГД
Плановость хода по хребту.  Маршрут ГД
Подъезд к месту событий  Маршрут ГД
От 41-го   Маршрут ГД
Отортен за 2 дня.  01. Маршрут ГД
Маршрут ГД
Путь  ГД к Кедру по Шуре.  Маршрут ГД
Топка печки с 28 на 29-е.  Маршрут ГД
Школа в дневниках ГД.  Маршрут ГД
Ход. Скорость. Маршрут ГД

2

Проект.
https://dyatlovpass.com/resources/340/g … es-202.jpg
...
https://i.ibb.co/ypc4XZL/550.jpg
Поворот влево и вверх.
https://i.ibb.co/6ZVmMkw/image.png
...
https://i.ibb.co/Kbt5mX8/image.jpg

3

31.01.1959.

Маршрут ГД полностью соответствует дневникам, в том числе и 31.01.

И вот кончились ели, пошел редкий березняк. Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета. Наст, голые места. Об устройстве лобаза даже думать не приходиться. Около 4-х часов. Нужно выбирать ночлег. Спускаемся на юг - в долину Ауспии.

Для тупых, специально выделил слова, говорящие о том, что там было на самом деле, а не в их глупых фантазиях, ещё и делающих из Дятловцев тупых инфантилов.

Нет ни каких намёков на желание у Игоря переться 31-го с лишними 55 кило в Лозьву, им нужна была граница леса.
Ветер западный, и тёплый, это значит почти боковой, и с минимальными мешающими свойствами. Есть много примеров когда проходили гораздо более сложные перевалы, и в намного худших условиях. Для примера блогеры в 2015, и Поутонен в марте 59, Таймени в марте 2023.
https://i.ibb.co/dgf13wR/image.jpg
там никаких намёков на тёплый ветер не было, но раз надо было, перешли.
Это насколько надо тупить и не уважать ГД, что бы в тех условиях, что описаны в дневнике, и видны на фото, считать что не смогли перейти.

Ещё одна безграмотная чушь, что скорость ветра была равна скорости самолёта при взлёте, нет там ничего такого, там про скорость воздуха, который создаёт пропеллер самолёта.
И уже даже давно ясно, откуда у Игоря такая аналогия.
https://i.ibb.co/fG9bhCC/image.png

Из прошлых постов.

Цитата из отчёта.
Дня через два мы дошли до перевала. Построили нодью. Мне кажется, было тихо и не очень морозно.
Наутро пошли на перевал. Начался ветер и скоро нас буквально сбивало с ног. Целый день поднимались, но прошли не больше двух третей пути. Развернулись. Съехали по своим следам вниз. Разгребли яму. Запустили нодью.
Наутро опять пошли вверх. Ветер не слабел. Дошли почти до перевальной точки. И опять вниз: не хватит сил перевалить и спускаться на ту сторону неизвестно по какому рельефу и сколько времени.

Дятловцы 31-го могли перевалить в долину Лозьвы, а, может не могли, я не знаю.
Поэтому повторяю вопрос: «Каковы на твой взгляд причины по которым Дятловцы спустились в долину Ауспии?»

По мне, в этой аналогии, очередное сравнение «ж.. с пальцем». Что же не привёл рядом Игоря из дневника, и фото 31. Каким местом тут, хоть что-то похожее на ситуацию Дятловцев.
И если вы ещё сотню такого найдёте, ничего это не даст. Когда переходили, я приводил.
То, что в цитате положение хуже чем у ГД-факт. Отсюда факт, погода не мешала ГД пройти в Лозьву.

Вот уж нет, не хочешь знать. Поэтому и приводишь цитаты, абсолютно не имеющие отношения к ГД. Где хоть намёк в дневнике и на фото Дятловцев, что "ветер сбивал с ног". Или в твоей цитате, намёк на тёплый ветер. И сами перевалы сравни, Дятловский вообще мелочь, даже в 60-е не категорийный был.
Так же в упор не хочешь замечать, простейшее, за чем тащить 50 кило в Лозьву, когда им потом проходить снова через Ауспию и на юг.

Читайте в дневнике то, что написано, без фантазий, хоть своих, хоть Масленникова.

Не выходили они из долины Ауспии, и значит не спускались в неё, нет там ничего про перевал и Лозьву. Нужна им граница леса была, на неё и вышли, а потом с этой границы леса, спустились в сам лес. Ни причём тут спуск, лес им нужен, будь лес на горе, они  бы поднялись в него.

А спустились они, именно потому, как у Игоря и написано, граница леса не позволяла ни Лабаз нормально сделать, ни отдохнуть после трудного дня.

В дневнике черным по белому.. "Спускаемся на юг - в долину Ауспии".

И как он по твоему должен был написать. Идеально термины использовать. Он не докторскую писал, и не исследованиями занимался, вон Дятловеды до сих пор в той же метеорологии, вместо официальных, общенародные используют. Что бы выйти из долины Ауспии, в точном понимании термина, надо как раз до вертолётной площадки дойти, она уже за перегибом, а значит на склоне отрога в долине Лозьвы. Туристы даже в своих терминах никак не договорятся, вон приводил же, холодная ночёвка у них разное значит.
Так же и долина реки, в зависимости от того, что сказать хотят, размеры постоянно меняет. Где-то долиной вообще, только саму безлесую по берегу часть называли.
Ему и разницу между "снегопадным" и "снегонакопительным" знать не зачем было.
И что, так и не поймёшь, что Масленников ошибся, если бы они хотя бы подошли к вертолётной,
Западный наоборот бы ослабел, от закрытия Х-Ч, и ещё меньше бы проблем с переходом в Лозьву.

Дятлов с группой преодолевает тягун (хотя и плавный) этак примерно в 3 км - для чего?

Так к хребту им надо, а это хоть как в гору. А если продолжать по реке, ещё и тропёжка, и проблемы с ориентированием. Хоть какая то логика была бы , если бы там нормальный след от манси ещё был.
Так же им для старта к Отортену надо как можно ближе к самому отрогу, и на максимально возможной высоте. Вот и шли они к границе леса, «отдаляясь от Ауспии».
Только вот граница оказалась совсем плохой, потому что их там две, от хребта и от отрога.
И конечно поняли они это раньше. Но к хребту им надо было как можно ближе, ведь и после Отортена надо через него, поэтому и прошли ещё по границе на запад.

А что, они как у АНК, должны были по Ауспии продолжать трахаться.
Сильно они не проиграли, при спуске они лыжню на завтра сделали, и очень мощную, в отличии, если бы просто пришли к Лабазу снизу, и трое проторили на завтра. А это даёт её более сложное заметание. Она же может быть использована и после Отортена, когда вместо того что бы делать новую на запад, сначала по этой до наста, и потом уже на хребет по насту.
А вот если продолжили бы по Ауспии, то не только при продвижении к хребту тропление было бесполезным. Но и та часть, которая от Ауспии вверх, до проектного лабаза, то же. Ведь стартовать им надо было как можно ближе от Отортена,
А значит встали бы они не на самой Ауспии, а выше. И всё что натропили бы при этом, никогда бы уже им не понадобилось.

И неужели до сих пор не понимаешь, что тропёжка для всех туристов, это самое нудное, и физически, и психологически. Конечно, и самое безопасное. Только для туристов это тоже минус, риск такого уровня можно и в городе получить. По верху, кроме наста ещё, и глазу есть за что зацепится, а внизу лес сплошной. По низу ходят, только при проблемах с ходом по верху.

Правильно всё они сделали.

Но в твоем плане Дятлов уж очень любил крюки нарезать и трудности преодолевать.

С каких это пор срезание крюком стало. И куда уж более бессмысленные трудности, как тропёжка, которую можно уменьшить.

Трудности ты сам ему придумываешь. Что ты там за глупости наваял на картинке.
31 они шли ориентируясь на 1079, высота облаков позволяла. А если даже нет, то по своим картам им ясно, что скоро отрог, и там граница леса, которая им нужна. Шаравин по направлению лыжни к Останцу вышел.  И не надо им прикрываться, приводя свои фантазии, он однозначно сказал, что как шли Дятловцы, узнать невозможно. А они на отрог полезли, что бы на Отортен посмотреть. А направление лыжни там уже настолько не видно, что 10 градусов в любую сторону, и то не определишь.
На хрена ошибки Масленникова и Иванова им приписываешь.
https://ibb.co/Tcs4BwG
Начальство Иванова вообще для закрытия искало возможность на них всё свалить. Неужели так трудно понять, что седловина, даже левая, им не нужна была. Если погода позволяла, им надо было набирать высоту.  А значит идти западнее останцев. Потом после возвращения им опять на запад надо. А значит и 31 им нужно было ближе к хребту. А ты их вообще под правую загнал, которая нужна была только если они собирались в Лозьву с 50 кило переться.
Вот  это как раз крюк, который имя ВАБа носит. Ему если надо, то Игорь юго-запад от юга не отличит. У тебя тоже что ли.
Под Останцем они были, под левой седловиной, на границе.

А первого, сначала по старой лыжне, а как только более-менее позволяло без тропёжки, они взяли влево, прекрасно понимая, что делают, а не как в УД или у Масленникова, типа ошиблись. Масленников в полной прострации был, поэтому и теории глупые строил, однако факты то не перевирал. Прекрасно даже до мая лыжня сохранилась(по ВМА) по которой они 31 вниз шли. И не на пустом месте он их на вертолётную загнал, как раз по лыжне. Вот только выше границы леса уже никакой лыжни быть не могло, и как раз глупые идеи у него и начали работать, не мешал никак тёплый и западный, перейти в Лозьву. Под вертолётной они были, на уровне границы леса, и оттуда спустились.

Если они 31-го были в районе останцев, (поворотная точка перед спуском в Ауспию) то они должны были их видеть. Максимальное расстояние - 500 метров до них.

Не знаю, на каком расстоянии снизу можно увидеть останец. Да, есть фото Останца снизу, но там уже явно снято выше границы. Но если даже от границы его видно, с чего им подниматься к нему, только для фото. Вот АНК считает, что в виде разведки, кто-то поднимался, что бы посмотреть путь на завтра. Предположение разумное и возможное.
Но только с чего фотик обязательно брать.

- Состояние СНЕГА - огромные затраты прохода Дятловцев ОТ лабаза - по НОВОЙ трассе... При глубоком снеге 1,5 м любой лыжник, пусть даже с крюком - но пойдет по уже проторенной лыжне, нежели по целине... Да еще вверх... Тем более - когда крюк - мизерный...

Какие 1,5 км по снегу, если там было бы 1,5 км со снегом, не нужно было бы спускаться на эти 1,5 км. Не бывает и то и другое, если глубокий снег, значит уже лес нормальный, а если леса нет, значит ветер и наст. 500 м по снегу и нормальный лес для 2 границ леса.
И естественно ели здесь будут хилее чем на прошлой ночёвке, а почему они хилее, потому что к хребту ближе, и ветер, который когда нужен пихают всюду, а когда что-то не сходится можно и отключить. Тут почему его игнорируете, лес реже, ветер сильнее, плотность снега выше, и даже то что Игорь назвал самым снегопадным, проваливались они там меньше, чем ниже по Ауспии. И никакое это конечно не самое снегопадное, а просто метелевое-снегонакопительное. И нет никаких проблем на следующий день, подняться по той же лыжне, там где глубокий снег, и выйдя уже на плотный, взять направление туда куда нужно, крюк если и будет то ещё меньше.

Чего он не знал, если они уже там находились. А если «не знал», это сарказм, то глупый.
Они по вашему на эти 1,2 метра проваливались что ли? А про снегопадное, он то имел право или не понимать, или понимая, написать по бытовому принятому тогда. А вот тот, кто занимается исследованием, знать обязаны, что не бывает на расстоянии 3 км более снегопадных мест, есть более снегонакопительные, и место где больше снега переметённого с западного склона, по всем законам природы, это и есть место ближе к хребту.
Не помню у кого в дневниках из другого похода, они делали замеры покрова, и всё так же чем ближе к хребту, тем глубина больше. Замеряли Дятловцы, или определяли по косвенным признакам, например по расстоянию от нижних веток до покрова, не знаю,
Только эти 1,2-2 метра, никак не говорят о проваливании.

- а на фига было делать стоянку 30 января, уходя от точки, на которую завтра снова идти? Тем не менее, накануне -  турики так и сделали - вернулись по своей же лыжне на 200 м и встали на ночлег

А разницу замечать не хотите, 30 возврат слегка улучшал место стоянки, не делай они его, место всё равно было бы намного лучше, чем 31 на границе леса.
Да ещё и огромная разница, по лыжне им потом утром идти, а это относительно тропёжки, по затратам сил, практически уровень физзарядки. Не так и много это возврат проблем добавлял.
А 31 возврат хоть на 400 м ничего им не давал, без углубления в лес( на юг) никакого улучшении, по сравнению просто спуском (без возврата), не было. Всё правильно они сделали, не стали углубляться в лес по диагонали, а просто спустились.

- мгла, для четкого ориентира нужно было увидеть вершину 1096

У вас же опять в голове «самолётный ветер», да ещё высосанная из пальца мгла.
Есть же фото «филей», нет там никакого даже намёка на метель. А сильный западный ветер, вкупе с данными о погоде вокруг, говорят об отсутствии и низкой облачности.
Так что Х-Ч они прекрасно видели, ещё на подходе. И кстати, если бы они собирались в Лозьву, тогда не было смысла так близко подходить к хребту, тогда им надо было идти через вторую седловину, туда, куда их "гонят" ВАБ и Янеж.
Только вот со следами лыжни в направлении на Останец, по Шаравину, это никак не согласуется.

Т.е. расчет шел от стоянки на 30/31 до...какого места?

Читаем только то, что написано. И используем математику начальной школы. И так по Масленникову.
От того места куда поднялись они спустились на 1000м к месту Лабаза. По нему же от Лабаза до границы леса 500м. Простым вычислением получаем поднялись они по Масленникову на 500 м выше границы леса. Во первых нафига, для Лабаза о котором говорится в дневнике за 31, это не нужно. Во вторых, это уже почти у останца, а значит почти на перевальной точке. И какого же они не перешли в Лозьву, а попёрлись обратно.
По Масленникову, как раз самолётный ветер причиной. Только вот помешать он мог в этой точке, только если бы был каким-то вариантом северного, тогда действительно при подходе к перевальной части мог усиливаться. В дневнике же однозначно западный, а значит сила его и-за гравитационной и аэродинамической составляющей, в низу может быть даже больше, чем в верху.

Дописанная строка в дневнике Зины  утром 31-го после их дежурства и скандала по поводу сжигания теплых вещей "Юры"  :"сегодня будем строить "лабаз", начатого 30-го, говорит о том, что планировали перевалить через Восточный отрог и встать в долине Лозьвы...

Ну, это давняя дятловедовская фантазия, даже косвенно не подтверждённая, которая ещё и обвиняет Зину в безграмотности и глупости.
Про Лабаз в той же самой строке-это факт. Если бы она писала про вчера, и перескочила на сегодня, строка бы была новая, это не дату будущую поставить, это грамотность.

И с чего бы, если даже принять её безграмотность, это говорит о Лозьве.
Вот уж с проектом похода они точно все были знакомы, и даже если это про 31, больше смысла, что лабаз как и в проекте в Ауспии.
А если принять во внимание, характерные ошибки с датами Зины, всегда вперёд.
Знание ей проекта похода.
Запись в дневнике, о раздражении её медлительностью на 2 Северном.
Запись, что уже 28 она собиралась быть на Лозьве.
А так же «картографический кретинизм», свойственный женщинам, они даже в лесу ориентируются не так как мужчины, и часто это у них выходит лучше. Да и на форумах было два ярких случая с известными форумчанками, когда они не могли адекватно оценить расстояния на карте.
Так вот, по проекту у них приход в верховья Ауспии вечером 2-го дня после выхода из 2 Сев., где лабаз и должен быть. А 30 это уже 3-й день, так что её предположение «А что, уже приехали», не на пустом месте. Не надо ничего придумывать, Зина в силу своего характера-«И жить торопиться, и чувствовать спешит», хотела, и поэтому считала, что они уже где-то близко, просто в лесу гор не видно.

Ну и логики местных и Пашина , что там наблюдались.

Для того, что бы понимать логику правильно, надо брать в расчёт цели. Неужели не знаете разницу в целях, у лесников, местных и у спортивных туристов.
Ещё любят поминать манси, когда на пустом месте удивляются, с чего это Дятловцы пошли по верху, ведь манси по низу ходят. А подумать, что лыжи манси, как раз и рассчитаны на ходьбу по низу, и на наст они выходят, только если надо перейти перевал, и опять же за счёт лыж, они это делают в лоб. Туристкие же лыжи побивают мансийские, как раз при траверсах.

4

01.02.1959.

«Смохгла не смохгла». А оказывается ещё в 99 гр Маркова показала, что можно.
https://www.youtube.com/watch?v=4V0NnXL5t_k&t=1745s

Имеем:
Старт у ГД чуть дальше, у Гр. Маркова чуть ниже. Усилия можно считать равные. На Отортене Марковцы были в 3 часа, это впритык, что бы безопасно спустится до темноты. Ну и прибавим 1,5 часа, взятые из 01.02. ГД,
Получится, что стартуя из Ауспии, на Отортен  ГД, может быть, и успела, часа в 4, только вот на спуск у них оставалось меньше, чем впритык, и спуск шёл бы уже в сумерках.
А Отортен, это не Чистоп, на котором нет опасных обрывов, и вообще, почти в лоб можно его брать.
Смотрим на погоду, 3-го числа, в момент хода Марковцев к Отортену, она  средняя. Идти можно, но скорость не максимальная. И смотрим на погоду ровно через 40 лет. И представляем, как бы всё было,
выйди Марковцы, как и ГД 02.02. Теплее, ветер слабый, лёгкая позёмка, тонкий слой снега на насте, облачность выше 1000- это отличная, для хода по хребту. И по уже прошедшему пути, такая, позволяла идти в темноте.
А так как стоянка в том же месте, то и приход даже в 21 час, не проблема. Чему есть примеры в отчётах. И опять же, с учётом 1,5 часа из предыдущего дня. А с учётом, что теперь уже факт, что из Ауспии они вышли на слабеющем ветре,
для меня однозначно, что не зависимо от тренировки, смысл выхода, именно в практической значимости.
ГД обязана была использовать возможность вечернего выхода. А так как спуск в лес в Лозьве, сильно снижал пользу этого выхода, они сознательно шли на ночёвку на склоне.
Косвенно за это и воспоминания про дрова в печке, ни памяти Шаравина, ни Лебедева (у Лебедева в палатке вне печки), не было смысла это придумывать, на их вариант событий, это никак не влияет.
И без этого выхода, вероятность успеть на Отортен и безопасно спуститься, очень мала. И не выйдя вечером 1-го, 2 числа, у них был бы выбор, лезть на Отортен уже под вечер, а значит рисковать спускаясь уже в сумерках.
Или ХН после трудного дня, и уже точно без страховки, в виде Лабаза. Или потеря высоты. То есть если учитывать погоду, они могли вообще остаться без Отортена, или потерять 2 дня под ним.
Есть факт, за 60 лет, все «версии» только форс-мажорные, или с притягиванием глупостей самой Группы Дятлова. На основании этого, моё обоснованное оценочное мнение, вся болтовня о риске ночёвке на склоне - чушь.
Риск - это то, что обязаны предусмотреть, а во всех «версиях», предвидеть это нечто, можно только задним умом.

Особняком стоят сценарии, с принудительным выгоном на склон. Там проблемы с причинно-следственными связями.
Имеем факт, если убийство было, то чужаки точно не были идиотами, по первым пятерым явных следов не оставили, так же нет явных и в Палатке.
У них хватило ума, "кинуть кость" следствию, в виде "сами замёрзли, а нас там не было".
А те, чьи травмы могли трактоваться уже совсем по-другому, оказались более труднонаходимы.
Так вот, криминальщики, сторонники выгона на склон, в упор не хотят видеть круговое противоречие такого события.
Как уже было выше, то, что первые без явных, говорит о том, что не афишировали чужаки своё присутствие, и делали это вполне разумно.
А по выгоняльщикам - "всем ведь ясно, что нормальные люди на голом склоне ночевать не станут".
И в мозгу у них прекрасно уживается - чужаки с разумом, однако ума знать, что знают все, у них не хватило, и они оставляют признак своего явного присутствия.
Ну и только полная тупость следствия, и всех поисковиков, начиная с москвичей и Масленникова, не позволила увидеть, это явное присутствие.
Если по - другому, то ночёвка на склоне, никак, даже косвенно, не говорит о чужих.
Но и сама по себе, только она, не может и доказать, что они на 100%, вышли в тот вечер без чужой инициативы.

Если ещё добавить практику и других современных походов, которые не ставили целью Отортен за день, и стартовали дальше, и по часу "теряли" у Останца, шли ниже, поэтому ни фига не успевали.
То есть факт - дойти до Отортена и безопасно спуститься к Лабазу, хоть и в темноте, в феврале, за один день - реально, если стартовать с места ночёвки ГД, и погода даст шанс.

----------------
Только не застолбиться, а для разумного прохождения 15 % пути (в реальном, а не по арифметике начальной школы, выражении).

Вот тот же Баталов, решили идти через 2 седловину, с лабазом под Отортеном. Стартуй они вовремя, от места Палатки, и поставь такую задачу, успели бы? Посчитаем. 3 часа 7-го+ 3,5 8-го=6,5 часов до Отортена.
Непонятно где они обедали, скорее всего в лесу 4 притока. Сравним г.Баталова с ГД.
Небольшое дополнительное расстояние и доп.высота.(-) Перед выходом седьмого, подъем на перевал, и часть Х-Ч.(-)
Груз, полный под Отортен, зато пустые при подъёме, с учётом, что современные возможности могут позволить, ту же калорийность, при меньшей массе. (+).
8-го набор высоты более в лоб(-). Спуск более «слаломный», что из-за осторожности, медленнее(-). 3:1 в пользу ГД.
По мне так, если бы у них была такая цель, с самого начала- успели бы.

По вам наверно нет. Но главный то вопрос, давала ли ночёвка на склоне преимущество.
За 55 лет аргументов, что они ничего не выигрывали, ухудшив условия ночёвки, приведено не было. Ещё любят увеличивать риск, такой ночёвки. Это при том, что за 55 лет все «версии» только форс-мажорные.
Вот нормы для расчётов скорости прохождений, в зависимости от условий. И слабаков из Дятловцев уже сделали, не надо ещё из них и тупых делать, приводя аргумент, что это современные. Уж разницу между настом и тропёжкой, а также подъёмом, ровным местом и спуском, они точно знали.
http://www.skitalets.ru/books/2010/ski_maleinov/2.php  Ссылка уже к сожалению мёртвая.

Ну, если бы даже не успели, выигрыш по пройденному маршруту никуда не девается,
Я оспариваю чушь- что выйдя вечером 01.02. они ничего не выигрывали.
2 числа, за счёт погоды, которая была до полудня, они точно были бы на Отортене к 14ч. Не надо из них делать слабаков, пройти 17 км за 5 часов, хоть и с набором 300м, за то по насту, не проблема. А выйди они 2 числа от Лабаза, ничего бы они не успели. Во первых начиная подъём уже к Отортену, нужно учитывать риск спуска в темноте, он всё таки посерьёзнее, чем Х-Ч и Чистоп. И если уж они идут медленно, как считают оппоненты, то и начинать подъём на Отортен в 15, намного рискованнее, чем ночевать на отроге Х-Ч.

А если будет усиление ветра, которое то же когда нужно вспоминают, а как с только не сходиться с тем, что на придумывали, так его по боку. Этих 2 часов ходовой погоды, как раз могло и не хватить, что бы успеть, а тогда только спуск без Отортена.

Есть и другая крайность, что набрать эти 300 высоты фигня, а значит нет разницы, вышли бы они утром, или вечером. Но пока он сам такие "лётные возможности" не продемонстрирует, на фоне реальных прохождений, я считаю это балабольством.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/SALANA-4-C.md.jpeg

Вот ещё, тут сразу чушь с двух сторон режется. Что-то пролететь как у Саланы у них не получилось, 5 часов, и это без набора высоты.
Так же другой край посылается, те кто по низу всё норовят Дятловцев послать.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/PEREVAL-OTORT.md.jpeg

Вот ещё практика, гр. Тетёркина в 92-м. тут хоть и не подход к Отортену, а хребет в районе Ушмы, но скорость то таже будет.
Утро нас встретило ярким солнцем, слегка морозит. На верху твёрдый снег, идти одно удовольствие. Идём быстро, к обеду мы прошли километров 10.
Ещё в этом отчёте важно, что встали они далеко от Перевала.
Только два часа у них ушло, что бы подняться к границе леса. Потом у Останца, перекусили, поснимались. И конечно, даже к Отортену не успели подойти.

====
Первого числа они шли примерно в 300-х метрах от останцов.

500 метров, но даже если и 300, то это тоже не рядом, что бы подходить к ним, только для фотосессии. И с чего-то, раз этот Останец стал знаменитым, из-за таблички, считается, что Дятловцы обязательно должны с ним сфоткаться. Нет в нём ничего такого, что бы к нему ломится, на Отортене покруче будут. Вот обратно, они вполне могли возвращать через седловину, тогда могли и сфоткаться, если освещённость бы позволила.
А видимость была вполне, для того, что бы видеть тёмный лес на 905, примерно на той же высоте где они находились. А значит глупости всё, про заблудились. Облачность могла быть 1000, тогда конечно Х-Ч видеть не могли, да и в той ситуации он им не нужен, так же как видимость Отортена. Вот на нижнюю видимость позёмок влиял сильнее всего, вот Кедр, если даже бы на нём флаг висел, в момент фото они могли не видеть. Из-за завихрений, которые поднимали снег в  самой долине.
По уровню роста человека Считается видимость метров 50, я то думаю, что до 100, но в принципе для движения
вполне достаточно видеть и 5-го перед собой. Так же в отчётах есть, что «ах, какая плохая видимость", и при ней советуют, что бы направление держал не впереди идущий, а корректировал последний. И людей там бывало и больше 8. Так что видимость в реале, всегда лучше, чем на фото, если даже на сканированном негативе. А если ещё сравнивать не негатив с фото, как делают, сравнивая подъём и копку. А сами фото, так как негатива копки нет, то есть основания считать, что видимость за это время улучшилась, только вот освещённость понизилась.

А первого числа через левый перевал?

Ещё левее.
что продвигаясь к долине четвертого притока реки Лозьвы, туристы приняли на 500-600 м. левее и вместо перевала, образуемого вершинами "1079" и "880", вышли на восточный склон вершины "1079".

Но только не потому, что на 600-х метрах, настолько же ошиблись, а потому, что умнее, всех, кто им ошибки приписывает, и глупости
про «зачем там встали» несёт, придумывая страшные риски. При том, что за 60 лет одни форс-мажоры в сценариях.
Разница в риске и комфорте, ночёвки на склоне, или в лесу, такая же, как если ночевать в общаге, или в том же в лесу в походе.
А вот за притягивание девчонок, от Зины точно получил бы, единственная поблажка, которую её характер позволял, это физическая невозможность нести такой же груз, как парни.
В остальном, она была на равных, "если надо ночевать без печки, буду, без разговоров".

Если 1-го шли через левый перевал, то там тех же 500 метров максимально от них, если дальше (западнее), то начинался уклон 1079 по которому идти не камильфо.

500-600 метров по УД, ничего ещё страшного с уклоном нет. Примерно тоже самое, что им предстояло завтра, идти по склонам.

Тут пример, что если задача поставлена, и не считать ГД за слабаков, то выйдя от МП до рассвета, и вернувшись к Лабазу в темноте, нет никакой фантастики, успеть за один авральный ходовой день.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=30682&page=136

5

Опровержение глупости Янежа про "Гало" и съёмки фото подъёма в районе 13 часов.
https://i.ibb.co/JmbhJf0/image.png

А вот как реально выглядит солнце за тучами.
https://i.ibb.co/tPzWRBy/1.jpg
====

6

https://i.ibb.co/MSDFBHg/image.jpg

Другой край 15:30. Высота солнца тогда 6 градусов, при такой освещённости никаких 1/25 и 5,6 ещё не нужно.

7

Подход к месту события.

https://i.ibb.co/Ch307dH/image.png
...
https://forum.tr.ru/read.php?7,832544
Вопрос задал Туапсе.
https://i.ibb.co/smVGjT1/image.png

Номера поездов 45 и 81, дополнительно подтверждены в отчёте 996 за 1960 г.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=29192&page=29

В отчёте Карелина.
Заняв два купе в вагоне, мы хорошо переспали ночь.(05.02.) Наутро просыпаемся уже перед Серовым.(06.02) В Серове делаем пересадку.
...
В 6-30 вечера мы погрузились в поезд Надеждинск-Полуночное и через 4 часа были в Ивделе.

У ГД цена проезда по ЖД Свердловск -Ивдель 65 рублей на человека.
У Карелина в отчёте.
1. Железная дорога - Свердловск-Ивдель - 76 руб.
Но у него слово "купе", что заняли несколько.
Проезд на поезде № 81, от Серова до Ивделя стоил 15 рублей.  Расстояние по атласу железных дорог того времени 156 км.
Самолёт стоил 143 рубля.
=====

Из отчёта 1267-1, март 1963г.

В зимнее время ежедневно в 12-30 от станции Ивделя отправляется автобус до посёлка Вижай.

Отчёт Карелина.

А наутро мы выяснили, что нам придется день потерять, так как в воскресенье автобусы на Вижай не ходят.

Дятловцы то же попали в Ивдель в воскресенье, маршрутного автобуса не было, поэтому Саша в общем

Через час ожидания удалось захватить автобус (типа ГАЗ-51).

Слово "захватить", скорее всего не случайно, договорились они с кем-то. У Карелина точно рейсовый, и нет никаких намёков, что куда-то в сторону заезжали. У него он ещё и маленьким назван, ГАЗ-51 в 70-е ещё можно было так назвать, когда уже Икарусы были, но в 59 вряд ли.
У Блинова в дневнике ещё конкретнее, "наняли". Там наняли автобус и отправились на Вижай.

...
https://i.ibb.co/KxFSdjT/image.png
...
https://i.ibb.co/bQHcPLg/image.png
...

Летом точно были прицепные из Свердловска, на которых ехали до Ивделя. Но в Серове всё равно ждать надо было.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=28547&page=3
Вот то же скорее прицепной, прицепляли к 81 поезду.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=28950&page=4

07.56.  Гр. Гудкова. Выезд вечером, прибытие рано утром, явно тот же поезд что и у ГД. Но у ГД были билеты до Богословска, похоже зимой прицепных вагонов не было. Или не достали на него.

Приехали мы уже вечером, ехать решили без пересадки в Серове, прямым вагоном до Полуночного. Значит, надо устраиваться ночевать.
...
Вечером поезд Свердловск-Полуночное потащил нас дальше. Рано утром прибыли в Серов. Здесь вагоны, следующие до Полуночного, простояли целый день: по некоторым причинам движение на этом участке осуществляется только ночью.
...

Вот тут не совсем понятно, в Серов получается в общем ехали. Или в купе.
Проезд по ж.д. обошелся нам по 195 руб. (от Москвы до Свердловска и от Серова до Полуночного мы ехали с плацкартами).
Прицепные летом есть и в отчётах в 60-е. Прицепные зимой не попадались.

Карелинцы то же ехали до Серова, и именно пересадка у них была, в прицепном пересадка не нужна.
В Серове делаем пересадку.
=====

Возможное объяснение, почему у них билеты до Богословска.
Серов - Богословск=45 км.
На поездах дальнего следования, цену рассчитывали через 100 км. То есть цена была одинаковая, если расстояние между станциями было например 95 км. На пригородных конечно меньше, скорее всего через 10 км. За это в отчёте Штовбы, они сначала вышли на Ивдель-1, потом поехали до Ивдель-2. Между ними 6 км. Если бы цена была разная, скорее всего бы проводник это не позволил.
Как считали цену на таких поездах как Свердловск -Богословск, ( №45) не нашёл. Если так же через 100, то всё просто. Так же  будет, если даже через 50км, цена то же будет одна. Так что до Серова, скорее всего никаких билетов не продавали, с какой-то станции все билеты были с указанием конечной станции. Хочешь едь до конца, хочешь выходи. Конечно, на поезд №87 указывали Надеждинск, она для этого поезда конечная.
Был ещё поезд № 77, там конечная Покровск. До него от Серова 87 км.

8

Аналогии.
https://i.ibb.co/hYNJvQ7/63.jpg
...
https://i.ibb.co/dtcF5Dh/image.jpg
...
https://i.ibb.co/b1hkP0N/image.png

Вот ещё, когда реальность оказалась не такой, как хотелось.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=28854&page=13    766

9

Другие походы в этом районе.

У Емельяшина важное в низу, как хотели по быстреньком по низу, и какое это удовольствие в реальности.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/1985-EMELYSIN.md.png
...
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/BATALOV-09.md.jpeg

10

Дневник Х за 24.

попытка попасть в клуб (справа от вокзала за столовой), в школу неудачны. Наконец находим ж\д. 41-ю школу (метров 200 от вокзала), где нас очень хорошо встретили.

Ссылку выложил на "Странном" Vasya. https://mistika.forum2.net/viewtopic.ph … p=9#p37430

https://zen.yandex.ru/media/id/5e085ce0 … 29c982c8d5
Письмо из краеведческого музея г. Серов.
1.Школы №41 в городе Серове не было. Точнее школа была, но под другим номером. Школа эта железнодорожная –ведомственная. Соответственно, имела еще и другой номер –ведомственный (№47, не №41). Школа располагалось в Новом поселке в доме Чупракова у водонапорной башни вокзала.

ГД останавливалась в 47 начальной школе, являющейся ведомственной от Ж\Д.

Ведомственная № 51 г. Ейск.

ЧАСТЬ 1 (написана Самсоновым В.В.)
В 1950 году исполняется 25 лет со дня  основания нашей 51-й школы-  детища Советской власти и ее железнодорожного транспорта. Здание, в котором сейчас расположена основная часть  Ейской средней школы №51 станции Ейск, до революции принадлежало богатому Ейскому купцу – лесопромышленнику Пешкову, имевшему лесопильный завод, лесные биржи, а в 1905 году,  владевшему также небольшим чугунно-литейным заводиком «Молот», по соседству с которым купец Пешков построил себе дом.
После революции этот дом был национализирован, в нем размещался филиал ВЧК, а затем железнодорожная больница.
В 1925 году здание было передано под школу. Здесь была открыта новая школа – железнодорожная фабрично-заводская семилетка ФЗС, куда принимались в первую очередь дети железнодорожников, затем водников, а затем остальных
жителей Ейска.

2.Версия о беседе членов группы Дятлова со школьниками, к сожалению, неправдоподобна. Группа Дятлова была в Серове проездом. Они долго ждали на ж/д вокзале г.Серова, за нарушение общественного порядка были задержаны и доставлены в отдел милиции, даже побывали в Серовском краеведческом музее и оставили запись в книге отзывов (книга не сохранилась).

Сотрудники музея закрыли один вопрос, за что им большое спасибо. Но на ровном  месте, на основании мифа, хоть и основанного на реальном событии, дали ход новой конспирологии. Мол ГД побывала в музее, а так как в дневниках об этом ни слова, то выводы очевидны.

Запись из общего дневника гр. Дятлова в походе в феврале 1957 г.

11.II.57.
Ночь в дороге. Пересадка в Серове, до Полуночного идёт через 6 часов. Посещаем Серовский краеведческий музей. Искренне благодарим экскурсовода музея Валю Мерзлякову. Снова в путь.

Естественно, когда тема ГД в наше время появилась, что Дятловцы посещали музей, у кого-то в памяти всплыло, вот только было это в 57.

А это в 59 Юдин, конспирологам-неадекватам это не поможет, ведь его "под пистолетом" заставили дописать то, что выделено, когда дневники Дятловцев подделывали.

Свободен целый день. Хочется сходить в город, например, в краеведческий музей и на экскурсию на мет.завод, но много работы с распределением снаряжения и его подготовкой.

А про не правдоподобность факта, о рассказе школьникам о туризме, вообще странно. В те без ТВшные времена, в любом месте старались попросить приезжих рассказывать о своей жизни и работе. Сплошь и рядом это в отчётах, и в школах, и клубах. А тут их вообще пустили. И это никакие-то дядьки, которые про "мой руки перед едой", это реальные туристы, которым есть что рассказать. Конечно, это тоже уметь надо, кто-то и "Три Мушкетёра" так перескажет, что все уснут. А Зина могла завлечь.

11

С километражом ГД 29-го, у Дятловедов более 10 лет, кто во что горазд, в соответствии с личными сценариями.
Хотя тетради Масленникова уже 5 лет как выложены полностью. И уже три года, как я "пихаю под нос" фрагмент его записи.
У него русским, чёрным по-белому, написано,

От 2 Сев- до Ауспии 30 31 км.
В реальности, там 17 км с трудом натягивается. Вот отсюда у него и всего лишь 3 км по Ауспии 29-го.
Сам он считал, что ГД в этот день прошла уж точно не меньше чем 28-го.

Из отчёта 1963 года, гр. Никонорова.

От Ушмы до 2 северного 12 км.
Шли они по лыжне пермяков, наледи замёрзшие. Скорость почти в три раза больше чем у Пермяков.
От Ушмы, до их 1 стоянки - 26 км.
Так что Масленников с Ушмой спутал, это до неё можно считать 30 км от устья.

Таблица километража от Соломоновича Феликса Яковлевича.   https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg132797
https://i.ibb.co/NLxQftv/image.jpg

12

Тропа манси.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/USTE-AUSPII.md.jpeg

Вот ещё про тропу. От Владимира Андросова Майе.
Теперь слово местному жителю Владимиру Андросову. Он родился и жил в Вижае. В 1959 году Владимир был мальцом, но когда подрос, интересовался подробностями у местных лесников. Те говорили, что дойти до Отортена можно было двумя маршрутами. Один как бы в обход, второй – короче - по мансийской тропе, которая начинается у реки Лозьвы.
- По ней манси гоняли оленей весной на Урал, а осенью с Урала в тайгу, - рассказывал Владимир исследовательнице Майе Пискаревой. - Тропы эти старые и отличные для передвижения, все туристы ходили только по ним. И в то время они были на картах отмечены.

На картах были, вот только у ГД этих карт не было, но уж Вижайские точно знали про неё.

Дневник Зины от 29-го.

Идем сначала по Лозьве потом на Ауспию свернули.
...
Вдоль Ауспии проехали манси. Виден след, зарубки, видна тропа.
...
Сейчас мансийская тропка сворачивает на юг.

Коля в общем.
Шли по тропе манси.

По тропам Манси. По некоторым, проезд манси на оленях, создаёт чуть ли не дорогу, по которой они обязаны были пронестись особо не напрягаясь, и по-быстренькому.
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/PO-TROPAM-I.md.jpeg

13

Ход.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/SKOROST-I.md.jpeg
...
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/NALEDI.md.jpeg
...
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/PO-LYZNE.md.jpeg
...
Ауспия.
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/AUSPIY-63.md.jpeg

Из отчёта 1963 года, гр. Никонорова.

От Ушмы до 2 северного 12 км.
Шли по лыжне пермяков, наледи замёрзшие. Скорость почти в три раза больше чем у Пермяков.
От Ушмы, до их 1 стоянки - 26 км.
Так что Масленников с Ушмой спутал, это до неё можно считать 30 км от устья.
От 1 стоянки до устья Ауспии прошли за 0,5 часа, азимут направления устья по ним=315.
Изба в 10км  к северу от Устья. Прошли они эти две избушки по правому берегу, на третьем переходе.
Скорость у них упала уже после прохода избушек, попали "в трёхсотметрое подснежное озеро".

...
Брусницын воспоминания про 25.02.
Я с группой пошёл вниз к реке. Лыжня на открытых места исчезала, в лесу она хорошо сохранилась и дошли километров через пять до стоянки.

https://a.imgfoto.host/2024/04/09/STOYNKA-30-GO.md.jpeg

Малеинов.

Примерные нормы движения лыжника с нагрузкой в 10-15 кг по пологим долинам крутизной не больше 3-5° таковы:
Нормы При снеговом покрове в см км/ч
I 10 4—5
II 25 2—3
III 50 1—2
Примечания:
Наличие мокрого снега, вызывающего подлип, плохое скольжение и отдача снижают указанные нормы приблизительно на 25-50%.
Состав группы свыше 15-20 человек снижает нормы примерно на 10-20%.
Прибавка каждых 5 кг груза снижает скорость движения не менее, чем на 10-20%.
Все нормы подъемов включают в себя и кратковременные отдыхи "пятиминутки" и десятиминутки".
К норме движения на подъеме крутизной от 5 до 20 гр. добавляется 40-60% равнинной нормы. На уклонах, близких к 20° и выше, подъем требует сверх времени, исчисляемого по норме на карте (проекция маршрута), одночасовой затраты на преодоление каждых 300- 350 м (считая по вертикали). Таким образом, общее время, необходимое для подъема, слагается из этих двух частей. Этот расчет действителен для высот порядка 3000-3500 м.
...
Спуск, в зависимости от состояния снега, тренированности участников похода, знания местности и нагрузки, занимает от 10 до 50% времени, потребного на подъем по той же местности. В большинстве случаев норму следует брать ближе к 50%, так как на спуск необходимо иметь резерв времени на случай непредвиденных обстоятельств (поломка лыж и др.).
...
И, наконец, третье, исключительно выигрышное обстоятельство - использование скольжения лыж на спусках; лыжник в горах оставляет далеко позади альпиниста-пешехода. Если для альпиниста-пешеход а время затраченное на подъем, относится ко времени, затраченному на спуск, примерно как 2:1, то на лыжах это соотношение доходит от 4 : 1 до 10:1.

14

...
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/85-SKEMA.md.jpeg

Эта схема, показывает место ночёвки гр. Курикова. И окончательно доводит до уровня ахинеи, всю болтовню, о проходе ГД к Отортену по Лозьве.

Разное по поискам.

15

Расчётная дневная скорость по проекту.

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/MARSRUT-SR-SKOR.md.jpeg

От 2С до Ауспии километраж не указан. Если он входит в 38 км, что подписаны "Вверх по Ауспии", то путь занижен на 6-7 км.

Конечно входит, не телепортироваться же он собирался, от 2 Сев. до устья Ауспии.
И километраж нормальный, не за чем им к истоку ломится, там леса точно не будет нормального.
Ну пусть 41 там реально, на эти первые три дня.
И именно на три. Давно, в том числе и всем туристам в 59 г, известно, что скорость первых двух дней примерно в два раза ниже, чем в последние пару дней. Что в проекте и отражено. Начало, скорость 12,5 км в день, в конце, 25 за день.
В реальности иногда и больше разница бывает, много факторов влияет на скорость, и чем тяжелее груз, тем влияние каждого фактора больше.
На 6 день просто не стал указывать никаких меток для стоянок, и так понятно что от 2 Сев по Лозьве к  устью надо идти.
Никакой 6 день похода не резервный. Уж до 41 то там всегда на машинах ездили, в то время. И подвоз вещей при возможности , тогда вообще нормой был, если не самих, то вещи то точно нашли бы с кем отправить, поэтому и лыжи на всё расстояние.

16

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/PO-AUSPII.md.jpeg

Гора не может быть Х-Ч.
Там где Х-Ч может быть виден с Ауспии, река уже гораздо уже, чем на фото. Видно по фото в Гугл- Земля.
Но главное, не соответствие дневникам.
30-е.
Дн. Х.
Идем, как и вчера, по мансийской тропе.
...
Вот тропа выходит на берег. Теряем след. В дальнейшем тропа идет левым берегом Ауспии, но упряжка оленей прошла по реке, а мы ломимся по лесу. При удобном случае, сворачиваем на реку. По ней идти легче.

Общий, Семён или Рустем.
После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленей тропе. В середине пути встретили стоянку Манси.
...
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см. глубиной.
...
По реке идти невозможно - не замерзла, а под снегом вода и наледь, тут же на лыжне, идем опять берегом.

То есть, они почти весь день выбирали между хуже, и ещё хуже. По берегу тропёжка, а при потере тропы манси, ещё и завалы. А по реке наледи.
31-го же никаких намёков на попытки идти по реке.
Идем по проторенному манси лыжному следу. (До сих пор мы шли по мансийской тропе, по которой не очень давно проехал на оленях охотник).
Вчера мы встретили, видимо, его ночевку, олени дальше не пошли, сам охотник же пошел по зарубках старой тропы, по его следу мы идем сейчас.
...
Идти сегодня особенно тяжело. След не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью.

11.2001. Гр. Деменева. Турклуб Меридиан, Пермь.
Резко упала скорость движения, видимость метров 200. Где мы находимся, представляем довольно приблизительно, так как погода к обеду окончательно испортилась. Вершину Ауспия-тумп ("Отдельная гора в верховьях Ауспии") так и не увидели.

Шура 08.2021  азимут магн. на гору 252.  Истинный 270.
Обратный =90.

17

Что его заставило идти на такой риск - вопрос второй.
Для тех, кто использует все факты, такого вопроса нет, и быть не может. Какой к чёрту риск. Для риска нужно осознавать опасность. И где за 60 лет хоть намёк на опасность, которую они могли предвидеть. Ракету что ли, или военные испытания. А может доску, которой на таких склонах никто за 50 лет до, ни 60 после не слыхивал. Или ВАБовский «инфразвук».  Мистика, криминал, отравление это тоже к ясновидцам.
Да, природные обычные факторы они предвидеть обязаны. Но как угадать суперснегопад, быстро заваливший Палатку. Или даже обычный, но
с неадекватным поведением, или сном при хлопающей Палатке, когда её засыпает, а реакции, тех кто внутри, никакой. Даже одеться на всякий случай не пытаются. К этому ещё есть мастера «ж. с пальцем» сравнивать, приводя Шумковцев, при этом игноря, что они то спали в лесной зоне, и с печкой.
Или мифический ветер, моментально начавшийся, что Палатку порвал, их выдул, а одежду прихватить не позволил. Или неадекватное поведение своё, предвидеть должны были. Что кто-то обидится, а за ним все с «голой жопой» рванут. Если что-то и упустил, то такого же уровня, что риском при таких вариантах и не пахнет. «Риск» там был обычный снег, ветер, мороз, только всё это позволяло нормально одеться, взять еду, инструмент для пещеры, да хотя бы лыжи, которые снаружи, и вниз, если уж ситуация заставила бы.

18

Постановление о закрытии.

I.II.59 г. в верховьях р. Ауспии туристы соорудили лобаз, в котором оставили запас продуктов и все излишнее снаряжение.
Возвратившись 31.I.59 г. в долину р. Ауспии и зная о трудных условиях рельефа высоты "1079", куда предполагалось восхождение, Дятлов, как руководитель группы, допустил грубую ошибку, выразившуюся в том, что группа начала восхождение I.II.59 г. только в 15-00.
...
В последующем, по лыжне туристов, сохранившейся к моменту поисков, удалось установить, что продвигаясь к долине четвертого притока реки Лозьвы, туристы приняли на 500-600 м. левее и вместо перевала, образуемого вершинами "1079" и "880", вышли на восточный склон вершины "1079".
Это была вторая ошибка Дятлова.

Если читать внимательно, и пользуюсь логикой и анализом, то явно видно, что эти две ошибки, противоречат друг - другу. Какое восхождение, на 1079 что ли. На Перевал там восходить не с чего, мелкий он. И даже сразу, когда категории ввели, бескатегорийным стал. Его просто переходят. Если ошибка поздний выход, то в чём она. Что бы перейти в Лозьву, двух часов до захода, за глаза хватает, а ещё сумерки северные, дают полчаса нормальной видимости. И время, сколько нужно для подъёма на сам перевал, уже прекрасно известно, за 1,5 месяца там столько находили. Час это занимало. Ладно, с учётом груза 1,5 часа. Достаточно этого, даже при выходе в 15 часов.
Вот только установить время выхода, можно только косвенно, и относительно времени фото Установки Палатки. Масленников 1 марта вон считал, что они три часа до этого места шли, в 18 часов они только у него Палатку ставить стали. Так что выйти они могли без проблем и в 14 часов, если бы опасались не успеть.
А вторая ошибка, как раз и подразумевает, что по Масленникову и следствию, вышли они, с целью просто перейти в Лозьву.
И вот это.
Использовав светлое время дня на подъем к вершине "1079",
Ведь по Иванову 1079 им на фиг не нужна, ошибочно они в неё пёрлись, тупо набирая высоту, пытаясь выйти на перегиб перевала. А значит, что просто перейти Перевал, за "светлое время" проблем не было. Если бы не "вторая ошибка" - на расстоянии в 1 км, ошибиться в сторону на 500 метров, да ещё в гору.
Такое претендует на книгу рекордов Гиннеса, и премию Дарвина.

Ещё раз, если ошибка в направлении, то никак не может быть ошибкой, желание за 2 часа просто перейти мелкий перевал, которых у них даже за их туристскую жизнь был не один, и более сложные, их точно ждали в будущем. При чём при погоде, как на фото, ветре с позёмком, который там бывает в 50% времени.
А если они вышли при страшном ветре, и плохой видимости. Которую как раз и видят желающие, но при этом вообще не понимающие, что такое аналоговое фото того времени. И какая разница, между тем что есть, и тем что там на фото видно.  И всего лишь с целью просто перейти в лес на Лозьве, это уже не ошибка, а полная неадекватность 9-ти человек.

19

Как и все, не раз читал это, но почему-то в мозгу это никак не соединялось, с действиями ГД.
Допрос Ремпеля.
25 января 1959 г. ко мне, как к руководителю лесничества обратилась группа туристов, которые показали свой маршрут движения и получить консультации как лучше им попасть на гору Отортен и спрашивали ознакомить их с нашим планом той местности куда они пойдут. Когда я знакомился с их маршрутом высказал свое мнение, что в зимнее время идти по уральскому хребту опасно т.к. там имеются большие ущелья, ямы в которые можно провалиться и кроме того там свирепствуют сильные ветры, сносят людей.
Мозг, почему-то слово "хребет", у всех воспринимает абстрактно, игноря слово "Отортен", а вот соединение их, даёт однозначность, что ещё в Вижае, Игорь собирался уже идти к Отортену, именно по хребту, естественно при наличии погоды для такой возможности. К этому ещё и тоже игнорируемое столько лет, после Ауспии, им уже никого "по хребту" не надо. Да переход в Европу и обратно есть, и не такой как у всех групп, и тогда, и даже позже, через перевалы. А в ту же Унью они собирались по диагонали, через хребет, что всё таки не совсем "идти по хребту", как при проходе к Отортену. То есть, по хребту, в прямом значении, им нужно было только к Отортену.
Да и "ущелье и ямы", там в основном тоже только по пути к нему, и самое большое у самого Отортена.

20

В дополнение к посту про гр. Маркова.   Маршрут ГД
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/TETERKIN-92.md.jpeg

21

https://a.imgfoto.host/2024/03/02/949-VREMY.md.jpeg
===
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/949-MESTO.md.jpeg
===
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/949-RASST.md.jpeg

30-го, тем более среди дня, они должны были идти уже за пределами отрогов Чарконура. А там растительность уже другого характера. Много лиственных деревьев и отдельные куски елок-пихток и кедров. Настолько разлапистых хвойных я там не помню.

Где-то через километр они на обеденный привал и встали, тот, что на фото "Зина с сахаром-конфетами". Так что от Чарканура ещё далеко не ушли.

Брусницын воспоминания про 25.02.
Я с группой пошёл вниз к реке. Лыжня на открытых места исчезала, в лесу она хорошо сохранилась и дошли километров через пять до стоянки.
Так что глупость это, про фото пл. 1 к. 24 утром 31-го. От этого места до пересечения с лыжнёй ГД, минимум 8 км.

22

Ночёвка с 28-го на 29-е.

28 ночёвка без ночных дежурных. Топили сильно вечером, и потом утром, для нормального подъёма.
Температура утром -8. В дневниках никаких упоминаний о каком-то явном изменении.
Погода пасмурная, а значит сильной разницы между дневной и ночной температурой не было.
29-го днём -13. По Няксимволю небольшое похолодание только к утру, в Ивделе вообще с вечера до утра -10.
Запись Люды в общем дневнике.
Наговорившись, вдвоем вползаем в палатку. Подвешенная печка пышет жаром и разделяет палатку на два отсека. В дальнем отсеке располагается мы с Зиной. Никому не хочется спать у печки, и решили положить туда Юрку Кри (с другой стороны располагается дежурный Саша Колеватов). Юрка, полежав минуты две, не выдерживает и перебирается во второй отсек, при этом страшно проклиная и обвиняя нас в предательстве. После этого еще долго не могли заснуть, о чем-то спорили, но наконец, все стихло.

1) Для ночёвки с дежурными, нужна постоянная ротация человека у печки. А с чего в дневнике слово "спать", хотя бы ложиться, как-то придавало смысл временности, а спать, подразумевает длительность на всю ночь. Так же с чего Зине спать на дровах у печки, ведь дежурить ей бы то же пришлось, и её место пришлось бы занять другому.
Улеглись спать. Игорь весь вечер хамил, я просто не узнавала его. Пришлось спать на дровах у печки.
Или, по фанатам всеночной топки, она на принцип пошла, "назло Игорю маме, отморожу уши". Подежурив, обратно на свои дрова ушла, хотя должна была занять место того, кто её сменил.
При всех аналогиях, не надо натягивать шатровые, они позволяли легко менять дежурного, никак не тревожа остальных. Для их Палатки это очень проблемно, что бы добраться до крайних, надо через других ползти.
Так что даже при ночёвке с 30-го на 31-е, когда действительно пришлось топить всю ночь, из-за более низкой температуры, чем того же 28-го, разумные туристы, к которым я отношу Дятловцев, дежурили бы через 2 часа, 4 человека.
Что тогда не было чем-то  странным, есть такой тип дежурства в отчётах.
Ещё в такой палатке, и при такой печке, невозможно получить одинаковую температуру по всей длине. Поэтому те кто у входа, будут вынуждены спать более утеплёнными. При ночёвке с ротацией, это дополнительные танцы с бубнами. Идёшь дежурить снимаешь, а тот кто на твоё место, надевает.

2) Какого вообще топить так, что спать невозможно. Ведь по фанатам обязательности дежурства, через час смена, и новая подкладка дров. Да и в течении часа можно подкладывать, регулируя именно комфортную температуру, конечно, только на уровне как это вообще возможно, при палатке такой длины.
Постоянно поминая отчёты, оппонент не привёл ничего, где так же сильно натопили бы с вечера.
Про комфорт есть, ах как хорошо, тепло как дома. А вот про дискомфорт, когда этого "комфорта" слишком много, ничего.
Да есть пример, когда решил "схалявить"  накидал дров столько, что палатку сожгли.
Только к Дятловцам это никаким местом, начиная с температуры, которая у них в на 20 градусов выше была.

3) А какого вообще могли возникнуть разборки с тем, кому где спать, если за ночь все места всё равно поменяются. У разумных людей, расположение было бы не по гендерному признаку, или ещё как-то, а по очередности дежурств, что бы как можно меньше будить остальных при смене.
Если применять презумпцию адекватности, то при ночном дежурстве, спор о том, кому где спать, просто невозможен. Так же невозможен был такой спор, если бы они во время сообразили, что их уже всего 9 человек, и можно разместиться по-другому, не от стенки к стенке, а два отсека, и по 4 человека ногами к печке. Печка в центре с полулежачим дежурным.
А может уже потом так и сделали, потому что как они размещались, известно только про 28-е.
Точная ширина их Палатки до сих пор неизвестна, были полудатки и 2 метра. У Чуркиной указано примерно 2 м. Но даже если 1,8 по дну, то стенки то не кирпичные.

Снаряга аналогии.

Если уж считать, что так страшно спать при -12 градусах, то даже не надо натягивать обязательность часового дежурства. Могла быть просто ночевка с обратной связью, дежурный один, одет сильно легче остальных, может даже без одеяла, печка затихает, он просыпается и подкладывает.
Считающим, что такое невозможно, предлагаю опять же к дневнику. Что-то Саша так не истерил, как Георгий, хотя так же близко к печке. Может как раз по тому, что он раздет, и знал, что всё равно просыпаться придёться. А Георгий так раздеться не мог, потому что ему тогда то же просыпаться, хотя он не дежурный. А второй дежурный- Коля, как раз рядом с Сашей спал, так что смена их никому не мешала.

И у Юдина такой способ есть. 2012 год.
Когда спали с печкой, там    был полнейший комфорт,  раздевались почти что как дома,  ну конечно крайним было холодновато, они более- менее одевались, а кто ближе к печке... было очень жарко,  и никто рядом с печкой спать обычно не хотел. Сильно раздевались.
Потому  дежурные обязаны были топить печку,  они ложились рядом с печкой, они раздевались  и когда им было холодновато , значит, требовалось под топить печку

Вот пример, что всё относительно. Здесь почти весь поход температура ниже -30, вплоть до -40, конечно без ночных дежурных никак. А когда потеплело,
и ситуация нестандартная, решили не заморачиваться, и всю ночь дежурили два человека.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=28813&page=50

Мешки того времени.
От Юдина.
Ну были такие опыты,  даже специально были такие эксперименты,  но они были в лесной зоне,  поэтому там никаких приключений не было,  но конечно холодно спать без печки,  а спальные мешки тогда были ватные,  очень неудобные и их обычно игнорировали,   их в походы никогда не брали. В то время практиковались коллективные спальные мешки, вот  из этих индивидуальных профсоюзных турбазовских мешков сшивали один большой спальный мешок большой,  и в нем спать было очень и очень комфортно.

http://tlib.ru/doc.aspx?id=30304&page=32
Да, были и пуховые, но далеко с не такой разницей в КПД с одеялами, как позже.

=====
https://a.imgfoto.host/2024/03/02/PROGRE-PALAT.md.jpeg
Да, низ у них был утеплён, но уже достаточно что бы получит представление, что не так быстро Палатка охлажадалась, как пытаются натянуть. Под одеялами, в виде группового мешка, было ещё теплее, что бы бы без проблем проспать до подъёма дежурных, при плюсовой температуре.

Обручев С.В.
«В однослойной датской палатке, пока топится железная печка, при морозах до 35—40° согревается вся палатка до задней стены. При морозах в 60° задняя стена покрывается инеем, и в палатке приходится сидеть в меховом или ватном костюме»
....
Хоть и не как у ГД, спальники были, но всё равно доказывает, что температура имеет значение.

http://tlib.ru/doc.aspx?id=29328&page=18

Температура, не теплее чем у ГД точно. А когда на следующий день вечером -4 было, печку вообще никак они не топили.
http://tlib.ru/doc.aspx?id=29328&page=43

http://tlib.ru/doc.aspx?id=29063&page=91

======

Если девочки спали отдельно, то как хамство Дятлова из мужского отсека может заставить Зину перейти спать к печке?

Как в той палатке можно спать отдельно. И что за мужской отсек, девчонки просто на самом комфортном месте собирались спать, не у самой печки, которая пышет жаром, но под трубой.
И печка подвесная, у неё спать нельзя, только под ней. И дрова то же только под ней могли быть, смысл ещё меньше полезную площадь делать.
Это уже говорит, о разговорном языке, и упрощении. Да ещё с добавлением обиды, а это всегда геперболизация проблемы.
Уж именно на дровах, она точно не спала, глупо. И они там в качестве дизайнерского аксессуара что ли лежали, под утро всё равно ведь понадобились, а значит её будить надо было бы.
Ещё и в момент написания, вряд ли уже прочитала Людину запись.
Так что если всё это использовать, а не тупо понимать буквально, то получается, всё таки легла она на место Георгия.
А вот как и почему, это уже никогда не узнаем.

Ещё раз, мне в этой записи важно только то, что все эти разборки, не имеют никакого смысла, если именно в эту ночь собирались топить печку всю ночь, с ночными дежурными.
Что у них там, занимайте места, согласно купленым билетам, и после дежурства обязательно туда же ложитесь.
Чушь ведь полная.

А вот как всё таки делились, мне всё равно, ни на что это не влияет.
Хотите 5 и 4, да на здоровье.
Только тогда, это 4-й в дальнем отсеке, сразу занял место у торца, поэтому и Георгий до него мог добраться только через девчонок, а они опасались, что он крайнюю с другой стороны, сдвинет к печке.
И возможно этим всё и закончилось. И Зина спала у печки, но не на дровах конечно, а рядом с ними.

23

Про глупость, о проходе ГД через восточную седловину.

Масленников допрос.
31.01 группа прошла 14 км, и вечером пришла к перевалу р. Лозьвы, на то место, где у нас в последующем была вертолетная площадка. В дневниках участников похода записано, что перевал встретил их ветром, который бывает при подъеме самолета. Непогода, а также непригодность места для ночевки в таких условиях вынудили группу вернуться на 1000 м вниз и заночевать в лесу, на левом берегу реки Ауспия.

Явная точка дана, и она известна. Под понятие район "вертолётной площадки", никак не возможно натянуть восточную седловину Отрога-Перевала.

Масленников там же.
Я считаю, что группа допустила ошибку в том, что вышла на перевал левее того места, куда им нужно было выйти и подойдя вплотную к вершине "1079" они продолжали двигаться к гребню ее отрог в сторону р. Лозьвы.

По нему, они практически вышли на склон 1079, никак по-другому слово "вплотную" трактовать не возможно.

Ещё более конкретно об этом же, в постановлении о закрытии.
В последующем, по лыжне туристов, сохранившейся к моменту поисков, удалось установить, что продвигаясь к долине четвертого притока реки Лозьвы, туристы приняли на 500-600 м. левее и вместо перевала, образуемого вершинами "1079" и "880", вышли на восточный склон вершины "1079".

Тут ещё одна банальность, лыжня в лесу сохранилась, и по её направлению и понимали, как именно шла ГД.

Если ГД шла через восточную седловину, то как они оказались на МП. 700 метров от той седловины, это или склон 835, то есть, они якобы совсем в неадеквате, специально пёрлись дополнительно в гору.
Или, это уже западная седловина. Ну вышли они на неё, и с чего-то вместо того, что бы спускаться, взяли влево, а потом ещё и высоту начали набирать.
А к МП никак по-другому не попадёшь.
Ну и ещё неадекватность, лабаз 22, это самый восточный вариант, и даже при нём, что бы пойти правее 835, через 2 седловину, надо идти на явный СВ. Так на фига им это было, даже если они всего лишь хотели перейти в Лозьву. Они однозначно пошли там, где были 31-го, это и дорога знакомая, и расстояние меньше.