Георгий.
Голова.
Георгий на всех походных фото одет в подшлемник, но это его ходовой головной убор, был найден в палатке: Подшлемник серый. (УД 1, 233)
Стояночным головным убором был меховой шлем, обнаруженный на теле Коли в овраге: Брезентовый меховой шлем цвета хаки с застежкой молния, шлем затягивается шнурком. (УД 1, 352)
Принадлежность шлема Георгию подтверждается фото, сделанными в самом начале похода:
После начала событий на склоне, от палатки, Георгий уходил в своём стояночном головном уборе - меховом шлеме, ну а к Коле, по факту, этот головной убор никакого отношения не имел, так он был личной стояночной вещью Георгия.
Торс.
1. Брезентовая куртка на овчине, обнаруженная на теле Коли в овраге: Брезентовая зеленая меховая куртка на овчине, на застежке молния, с двумя накладными карманами. (УД 1, 352)
Утеплённые овчиной шлем и куртка, пошитые из брезента, были его рабочей спецодеждой с п/я 404, которую он взял с собой в поход. Причём вещи были от разной спецодежды, так как различались по цвету. Вывод сделан на основании того, что для пошива обыкновенных повседневных курток, грубая брезентовая ткань (по правильному: ткань - палатка, защитного цвета, пропитанная водоупорным составом) не использовалась. Как правило, брезентовая ткань шла на пошив туристической, а так же летней и зимней спецодежды. До недавнего времени, спецодежда для особо холодных районов, производилась из палаточного полотна с пропиткой (брезента), и с подкладкой из меха овчины:
2. Свитер, обнаруженный на теле Люды в овраге: Шерстяной серовато-коричневого цвета свитр, поношенный (УД 1, 355). Подробные обоснования по принадлежности этого свитера Георгию здесь:
Вещи на настиле.
Этот рабочий свитер был на Георгии, когда он уходил из палатки, но одеть он его должен был ещё на Ауспии, утеплиться перед выходом так же, как сделали остальные участники ГД.
3. Ковбойка в клетку, с длинными рукавами и разрезом спереди на трёх пуговицах (УД 1, 113).
4. Нательная рубашка с длинными рукавами, пара к кальсонам, из плотного х/б материала Гризбон. (УД , 113).
Ноги.
Был одет:
- в тёплые, с начёсом, трикотажные стояночные брюки, предназначенные для ночлега, которые были найдены на настиле: Вещи на настиле.
- в нижние спортивные х/б брюки, правая штанина от которых так же была обнаружена на настиле в овраге (сами же брюки, без указанной штанины, были найдены поисковиками чуть раньше, между кедром и оврагом). Подробнее о них можно прочитать здесь: Вещи на настиле.
- на теле кальсоны: кальсоны белого цвета из материала Гризбон. (УД 1, 113)
Ступни.
При обнаружении у кедра:
- на левой ноге один х/б носок: На левой ноге хлопчатобумажный носок, разорванный (УД 1, 3 оборот - 4);
- правая нога голая: Правая нога разута, на левой одет порванный коричневый носок, идентичный обнаруженному полусгоревшему у костра. (УД 1, 3 оборот - 4)
Около кедра так же было обнаружено ещё несколько носков: У костра было разбросано несколько носков шерстяных и хлопчатобумажных (УД 1, 68), которые с большой долей вероятности тоже принадлежали раздетому Георгию.
По итогу.
После установки палатки, во время переодевания, Георгий успел снять штормовку, валенки и комбинезон, а поверх вторых лыжных х/б штанов одеть стояночные - те самые улучшенные трикотажные брюки с начёсом, которые позже были найдены на настиле. Свой подшлемник, который останется в палатке, успел заменить на стояночный меховой шлем. На момент начала событий, скорее всего даже смена ходовых носков была уже закончена. Георгий был полностью готов к ночлегу, оставалось натянуть на ноги только меховые чулки.
Вниз к кедру он уходил очень хорошо утеплённым, был одет в нательную рубашку, ковбойку и свитер, на ногах три слоя штанов - две пары лыжных брюк, одни из которых были тёплыми, и кальсоны, на ступнях несколько пар носков. Сверху - стояночные брезентовые меховые куртка со шлемом, оба на овчине.
Пояснения по верхней одежде.
Ватник. У Георгия был в походе ватник, который большинство исследователей ошибочно считают его стояночной одеждой. Но это не так, ватником Георгий пользовался только днём, как ходовой одеждой. Есть несколько фото его дневной экипировки - сверху ватник, а под ним укороченная штормовка. Видимо он так и собирался в поход: при наличии меховой куртки, ватник рассчитывал использовать для утепления в дневное время, поскольку мехового жилета у него не было, а штормовка была достаточно короткой, по типу ветровки, с резинкой на уровне пояса. Тёплая меховая куртка предназначалась только для того, чтобы в ней ночевать. Но почему в дневное походное время туристы не носили курток? Даже у кого они были, всё равно на маршах обходились штормовками и жилетами. Или как в случае Георгия - всегда штормовкой, и иногда ватником. Оказывается в те времена, при низкой температуре, у обладателей курток очень часто портились молнии:
Действительно, куртку Игоря, на молнии, мы на фото наблюдаем только в самом начале похода - в столовой, и во время прощания с группой Блинова. Далее, когда поход продолжился в более суровых полевых условиях, эта куртка сразу же пропадает с походных фото, и из нашего поля зрения. А значит она уже используется только для ночлегов. По точно такой же причине, на походных фото, мы не видим и стояночной куртки Георгия.
Меховая куртка. Георгий, по профессии являясь инженером-строителем, работал прорабом на Озёрском п/я 404. Как уже было доказано выше, утеплённые овчиной шлем и куртка из брезента, были его спецодеждой, которую он взял с собой в поход. Есть ещё один нюанс, который так же связывает эту одежду с работой на Маяке. Всё дело в том, что работать на Маяк Георгий пришёл буквально за считанные дни до начала Кыштымской радиационной аварии: Георгий.
Будучи участником ликвидации аварии, он в числе других работников комбината постоянно подвергался вредному радиационному облучению: Вещи на настиле.
На тот период, руководству Маяка приходилось думать не только о мерах по устранению последствий, но и о санобработке своих работников и о замене той одежды, в которой им приходилось работать на объектах, заражённых радиацией:
Оказывается снабжение новой одеждой осуществлялось посредством УралВО: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_военный_округ
Поэтому самое вероятное, что брезентовые шлем и куртка имеют самое прямое отношение к какому - то виду утеплённой военной теходежды.
Несколько фактов о посмертной одежде Георгия.
А факты таковы, что хорошо одетый Георгий, утеплённый свитером и несколькими слоями брюк и носков, в меховом шлеме и в добротной тёплой куртке с шерстяными перчатками в кармане, в конечном итоге остался лежать под кедром в одном исподнем и с голыми ногами. Без часов на руке: Общий анализ одежды Коли и без денег в потайном кармане ковбойки: Посторонние. Отсутствие по УД.
Как, например, можно отморозить уши (факт из СМЭ Георгия), будучи одетым в меховой шлем, если это головной убор закрытого типа, как по материалу, так и по покрою был вообще непроницаем для ветра и холода. Меховая куртка должна была стать надёжной защитой от многих повреждений, описанных на плечах, предплечьях и торсе Георгия. Но видимо на нём её уже давно не было, раз успел получить такое количество ссадин и царапин, во время заготовки дров и лазания на кедр. Хотя я не могу представить ни единой причины, чтобы лезть на заснеженный кедр без тёплой одежды. Кисти рук можно было спокойно обогревать в карманах куртки, хоть в шерстяных перчатках, хоть без них. Тогда бы не пришлось до такой степени обжигать пальцы, грея их над пламенем костра. Имея как минимум три слоя носков, можно было бы ещё лучше утеплить ступни, сняв с себя свитер и разрезав его на обмотки, как это сделала Люда, так же одетая в меховую куртку. Но по всем признакам получается, что во время деятельности у кедра он оказался не только без куртки и шлема, но и без обеих лыжных брюк.
По одним только брюкам, с учётом локализации всех повреждений и прожегов, уже можно написать целый отдельный трактат с вполне определёнными выводами. Единственный дефект верхних стояночных брюк Георгия - разорванные резинки снизу и на поясе. В остальном же, согласно майской радиограмме, они целы, не изорваны об кедр и не обожжены у костра. Индикатором же для нас, в первую очередь, является его обугленная левая голень с остатками обгоревших кальсон. Отсюда следует, что когда Георгий получал эти ожоги, верхних брюк на нём уже не было. Его вторые, нижние х/б брюки, обнаруженные возле резаного ельника, так же не вписываются в картину страшных ожогов на голени. Поскольку они частично обгорели сзади, а не на боковой поверхности, где располагалась сильнейшая ожоговая рана, а это значит, что горели они сами по себе, а не на теле своего хозяина. Отсюда понятно, что кальсоны сгорели на ноге, когда никаких брюк на Георгии уже не было, ни стояночных, ни нижних.
Непонятно другое - как можно обжечь до обугливания палец и кожу тыла стопы, но при этом не сжечь в огне тонкий хлопчатобумажный носок. Это ещё один интереснейший, по настоящему знаковый факт, на который исследователи просто с какой - то завидной упорностью продолжают не обращать внимание. Ну ещё бы, ведь тогда придётся объяснять причину появления самого ожога, причинённого через уцелевшую от пламени одежду: Повреждения тел под одеждой.
Исходы.
Следует признать, что легенда о том, что Георгия раздевали после его смерти оставшиеся в живых товарищи, ради тёплой одежды, созданная ещё на заре дятловедения, оказалась удивительно жизнестойкой, и продолжает благополучно существовать и по сей день не только на страницах различных форумов, но и в трудах и версиях весьма солидных исследователей и аналитиков ТГД. И это вопреки тому, что ещё в 59 - м, сами поисковики сделали вывод, что на кедр Юры лазали будучи уже раздетыми до нижнего белья. И хотя реальная картина того, когда на самом деле Георгий лишился одежды уже может быть восстановлена с точностью, достаточной для опровержения пресловутого посмертного раздевания двойки под кедром, с этой легендой по прежнему не спешат расставаться. Это не просто инерция мышления исследователей, привычно воспроизводящих цитаты из УД и канонических воспоминаний отдельных поисковиков о якобы "срезанной" с тел одежде, которые легко опровергаются даже по имеющимся фото обнаружения и текстам майских радиограмм. Признание факта, что вся одежда снималась с мёртвых - это всего лишь давным-давно устаревшая догма, радикально (может быть слишком радикально) изменит представление о мотивах довольно странной последующей миграции одежды на настил и об основных векторах развития дальнейших событий в овраге. Только в этом случае, станет актуальным очень "неудобный" для многих исследователей вопрос: кто же на самом деле был инициатором данного процесса раздевания костровых у кедра.